Поиск по этому блогу

среда, 3 октября 2018 г.

Святого Франциска чествуют антифранцисканцы

Святой Франциск Ассизский, утешивший собою Церковь XIII столетия одновременно с трудами св. Доминика де Гусмана – не та послащенная, разбавленная персона, озабоченная диалогом всех со всеми и защитой окружающей среды, какою его делают начиная с 60-х годов прошлого столетия; он не воплощает в себе требования духа Второго Ватиканского Собора, не является ни тем лишенным логики салонным доброжелателем, каким он мил столь многим нашим современникам из числа духовенства и мирян, ни знаменосцем пацифизма, ни глашатаем «необходимых различий», как это называет кардинал Джанфранко Равази.


Именно лекцией под названием «Необходимые различия» открыл недавно президент Папского Совета по культуре проходившее 21-22 сентября в Ассизи культурное мероприятие «Il Cortile di Francesco». «Различия видятся не как препятствие, а как то, что обогащает человека», – сказал в этой связи директор пресс-службы ассизского монастыря Сакро-Конвенто о. Энцо Фортунато.

«Не как стены, а как мосты, сближающие людей и соединяющие людей, их истории, их культуры и традиции. Вступительное слово кардинала Равази воплощает в себе суть этого четвертого по счету съезда – именно эти различия станут путеводной нитью более чем тридцати встреч, запланированных в Ассизи».

Таким образом, праздник святого Франциска, который Церковь готовится отметить 4 октября, уже начался в Ассизи под анти-францисканской эгидой. Статья того же Равази, опубликованная в «Коррьере делла сера» минувшим 16 сентября, живо представляет ход мысли, призванный удушить чудесное евангельское и миссионерское семя, посеянное Рыцарем Господним, вступившим в брак с Госпожой нашей Бедностью.

Начать с того, что автор открывает свое писание не словами св. Франциска и не словами Христа, ради Которого св. Франциск жил и умер, сам став образом Распятого (первый случай стигматов в истории Церкви), а фразой Конрада Аденауэра (1876-1967), одного из отцов-основателей Евросоюза: «Все под одним небом живем, но горизонт у всех разный» – и, значит, чем больше различий выделяется и сшивается друг с другом, словно лоскуты, в общий холст глобализации, тем лучше, коль скоро плюрализм не только существует, но и необходим для осуществления «полноты самого человечества».

Затем он цитирует политического философа, защитника так называемого «открытого общества» («волшебное» слово, в нетерпимости к сохранению чьей-либо идентичности сведшее на нет христианство в Европе) – Карла Поппера (1902-1994), утверждавшего, что не следует придерживаться «распространенного мнения, будто для плодотворной дискуссии необходимо, чтобы между ее участниками было много общего. Напротив, дискуссия будет тем более плодотворна, чем больше ее участники расходятся в своих основоположениях. Для ее начала не нужен даже общий язык: если бы Вавилонской башни не было, ее следовало бы построить».

Святой Франциск Ассизский – полная противоположность этому ходу мысли, вызвавшему распад и низвержение католического самосознания. Для св. Франциска есть Иисус Распятый и есть всё прочее, но всё прочее должно вращаться вокруг Него, поскольку лишь Христос – носитель Истины и Спасения.

В учении св. Франциска нет никакого плюрализма, оно по сути монотематично: он хочет лишь нести Христа и Евангелие душам, чтобы исцелить их от грехов и привести в Рай. Однако его слова и увещевания никогда не звучали монотонно – они оживотворили и обратили тысячи и тысячи людей, породили тысячи и тысячи призваний. Жемчужина св. Франциска открывается для многих из поколения в поколение, по всему миру, на протяжении веков.

Всё прочее, то есть – всё помимо откровенной истины, говорил св. Франциск, суть не только скука, но и тьма. Он писал так: «Господь Иисус сказал Своим ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». (...) Отец обитает в свете неугасимом, и Бог есть Дух, и Бога не видел никто никогда. Поэтому не может быть виден иначе как в Духе, что Дух животворит, плоть не пользует ни мало. Но и Сына в том, чем он равен Отцу, никто не может увидеть иначе, чем как Отца или Святого Духа. Отчего все видевшие Господа Иисуса в унижении и не увидевшие и не уверовавшие в дух и в божественность, в то, что Он истинный Сын Божий, были осуждены» (Увещевания, I).

Святой Франциск никогда не говорит лишь половины того, что должен сказать, не использует удобных формулировок или эвфемизмов, чтобы подсластить лекарство для души, замаранной первородным и личным грехом, будь то смертным или будничным. И пусть сегодня эти выражения режут ухо, благосклонное к самым разнообразным верованиям, учение того, кто удостоился Христовых ран, всё так же запечатлено во «Францисканских источниках».

Как ясно соотносится с его образом бытия жизнь святого капуцина Пио из Пьетрельчины – и не только общими для них обоих стигматами. Оба они жили огромным смирением и любовью к бедности, но также и непримиримостью в защите веры и ревностью о душах – собственных и чужих.

Вот почему св. Франциск приходит к тому, что говорит о множестве верующих, которые «к блевотине своеволия возвращаются» – «они суть убийцы и своим дурным примером губят многие души» (там же, III), а к тем, кто не хочет следовать заповеданному Богом, применяет слова, подобные библейским, резкие и громогласные, способные пробудить грешника и потрясти спящую душу: «Те, кто не хотят вкусить, сколь сладок Господь, и тьму любят более, нежели свет, не желая исполнять заповеди Божии, – прокляты; о них сказано через пророка: «Прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих». Но сколь же блаженны и благословенны те, кто Бога любят и поступают по слову Господа из Евангелия: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всем разумением, а ближнего твоего – как самого себя» (Послание к верным (Вторая редакция), II).

Кристина Сиккарди
Первая публикация: «Corrispondenza Romana», 3 октября 2018 г. Перевод с итальянского; цитаты из писаний св. Франциска даны в переводе, опубликованном на сайте www.francis.ru.

Комментариев нет: