Поиск по этому блогу

воскресенье, 14 августа 2016 г.

Почему субдиакон закрывает лицо

Первая публикация (на английском языке): блог Liturgy Guy

С выходом motu proprio Папы Бенедикта XVI «Summorum Pontificum» в Церкви растет число священников, совершающих традиционную латинскую Мессу или, как ее теперь называют, Мессу экстраординарной формы Римского обряда. Целое поколение верующих – рукоположенных и мирян – открывает для себя священную красоту нашего литургического наследия. И хотя для многих католиков участие в богослужениях согласно экстраординарной форме предполагает в основном «будничную» литургию, все больше верных знакомится с церемониальным великолепием Торжественной Мессы. Один из аспектов этой Мессы, сразу же отличающих ее от знакомой большинству ординарной формы, это роль субдиакона в литургии.

Традиционный священнический орден Институт Христа-Царя так объясняет литургические функции субдиакона:
«Обязанности субдиакона при Торжественной Мессе включают в себя следующее: он пропевает Послание, держит книгу, по которой диакон пропевает Евангелие, а также помогает диакону прислуживать священнику у алтаря. Во время оффертория судиакон, облаченный в гумерал (наплечный плат), приносит на алтарь чашу. Гумерал также остается на нем в течение основной части Торжественной Мессы от оффертория до молитвы «Отче наш».
Эта древняя литургическая практика, исполненная вневременной тайны, и привлекает наше внимание. Cубдиакон держит перед глазами обернутую в гумерал патену, тем самым заслоняя себе обзор алтаря. Эта практика, уходящая корнями на много столетий лет назад, понимается в различных символических смыслах.

Фото: John Cosmas
В наши дни некоторые (см. здесь и здесь) толкуют это действие как символизирующее «херувимов, в книге Иезекииля закрывающих свои лица в Присутствии Божием, [см. Иез. 1:11, ср. тж. Иса. 6:2. – прим. пер.], что вновь напоминает о тайне Божества, сокрытого под та́инственными покровами хлеба и вина».

Дополнительные интерпретации можно найти в американском католическом журнале конца XIX века «Donahoe’s Magazine». Как объясняется в статье, датированной 1895 годом, –
«Сокрытие патены [гумералом] указует на многое, как то: на апостолов, прячущихся во время Страстей Господних, на сокрытие божества нашего Господа под покровом Его человеческой природы, в особенности – во время Страстей, на слепоту иудеев, не принявших Его как Обетованного и не желавших видеть Его, даже представшего пред их очами».
В завершение автор замечает, что богато символизмом и последующее раскрывание патены:
«При словах «прости нам долги наши» субдиакон раскрывает патену и убирает ее от глаз, чтобы видеть алтарь. Сие есть образ ви́дения, которое обретут иудеи в конце времен, когда узрят истину, Господа нашего Иисуса Христа, и уверуют в Него».
Как видим, у нас нет недостатка в толкованиях этой древней практики в рамках традиционной Мессы. Порой вовсе не важно, какое именно понимание того или иного ритуала ближе всего к исходному намерению тех, кто его когда-то ввел; скорее нужно просто радоваться, принимая то, чему Святая Мать Церковь приписывала ценность и смысл на протяжении несказанного числа веков. Подумайте об этом, когда в следующий раз вам будет дана благодать участвовать в Торжественной Святой Мессе.

Комментариев нет: