Американские католические СМИ широко распространили известие, что епископ Спрингфилда (штат Иллинойс, США) доктор канонического права монс. Томас Джон Папроцкий стал первым, кто применил к motu proprio «Traditionis custodes» канон 87 § 1 Кодекса Канонического Права — ради разрешения сохранить использование миссала 1962 года в приходских храмах своей епархии.
Приведем здесь в первую очередь перевод текста этого канона:
Can. 87 — § 1. Episcopus dioecesanus fideles, quoties id ad eorundem spirituale bonum conferre iudicet, dispensare valet in legibus disciplinaribus tam universalibus quam particularibus pro suo territorio vel suis subditis a suprema Ecclesiae auctoritate latis, non tamen in legibus processualibus aut poenalibus, nec in iis quarum dispensatio Apostolicae Sedis aliive auctoritati specialiter reservatur.
Кан. 87 — § 1. Всякий раз, когда диоцезный епископ сочтет, что это будет способствовать духовному благу верных, он может давать диспенсацию от дисциплинарных законов — как универсальных, так и партикулярных — вынесенных верховной властью Церкви для его территории или для подвластных ему лиц. Однако он не может сделать этого в отношении процессуальных и карающих законов, а также тех, диспенсация от которых особо сохраняется за Апостольским Престолом или за иной властью. (цитируется по изданию Института св. Фомы в Москве, 2007. С. 70-71: https://www.vatican.va/archive/cod-iuris-canonici/russian/codex-iuris-canonici_russian.pdf).
Действительно, монс. Папроцкий дал развернутое объяснение применению указанного канона с целью сохранить служение usus antiquior в своей епархии. Ввиду важности документа приводим здесь полный перевод текста декрета епископа Спрингфилда:
Декрет по приведению в исполнение
motu proprio «Traditionis custodes»
в диоцезе Спрингфилда Иллинойского
Во имя Пресвятой Троицы. Аминь.
Поскольку Верховный Понтифик Франциск издал апостольское послание в форме motu proprio об использовании римской литургии, предшествовавшей реформе 1970 года, «Traditionis custodes», вступающее в силу немедленно по обнародовании в «L’Osservatore Romano»;
поскольку, согласно этому апостольскому посланию «разрешение использовать в диоцезе Missale Romanum 1962 года в соответствии с директивами Апостольского Престола.» относится к исключительной компетенции диоцезного епископа (ст. 2);
поскольку «Епископ в диоцезе, в котором к настоящему времени существуют одна или несколько групп, проводящих богослужения по Миссалу, предшествующему реформе 1970 года» должен удостовериться «в том, что эти группы не отрицают действительность и легитимность литургической реформы, постановления II Ватиканского Собора и Учительство Верховных Понтификов» (ст. 3 § 1);
поскольку 23 декабря 1999 года, в день воспоминания св. Иоанна Кантия, Его Высокопреосвященством кардиналом Фрэнсисом Джорджем OMI, архиепископом Чикаго, было канонически учреждено Общество св. Иоанна Кантия как публичное диоцезное объединение верных Христу (канон 312 § 1, 3е), обладающее юридическим лицом (кан. 313);
поскольку 10 ноября 2014 года, в день воспоминания св. Льва Великого, Папы и Учителя Церкви, в соответствии с каноном 271 Кодекса Канонического Права между архиепархией Чикаго, епархией Спрингфилда Иллинойского и Обществом св. Иоанна Кантия было заключено соглашение относительно служения священников, принадлежащих к данному Обществу под названием Регулярных каноников св. Иоанна Кантия;
поскольку решением, вступившим в силу с 1 января 2014 года, приход св. Розы Лимской в гор. Куинси (штат Иллинойс) был канонически учрежден в качестве персонального прихода для тех лиц в гор. Куинси и его окрестностях, которые привержены совершению священной литургии согласно экстраординарной форме, пастырскую опеку над которыми обеспечивают священники Священнического общества св. Петра;
поскольку 29 сентября 2020 года, в праздник Архангелов свв. Михаила, Гавриила и Рафаила, в соответствии с канонами 312 § 1, 322 § 2, 113 § 2 и 608 Регулярные каноники св. Фомы Аквинского канонически признаны в качестве частного объединения верных Христу, обладающего юридическим лицом и имеющего местонахождение в квази-монашеском доме в епархии Спрингфилда Иллинойского;
поскольку епархиальный епископ должен определить «одно или несколько мест, где верные – приверженцы этих групп могут собираться для евхаристического священнопразднования (однако не в приходских церквях и без создания новых персональных приходов)» (ст. 3 § 2);
поскольку епархиальный епископ должен приступить «к соответствующей проверке того, что персональные приходы, канонично созданные для блага этих верных, действенны для их духовного роста, и оценить, сохранять эти приходы или нет» (ст. 3 § 5); и
поскольку согласно с каноном 87 § 1 Кодекса Канонического Права «Всякий раз, когда диоцезный епископ сочтет, что это будет способствовать духовному благу верных, он может давать диспенсацию от дисциплинарных законов — как универсальных, так и партикулярных — вынесенных верховной властью Церкви для его территории или для подвластных ему лиц»;
я, Преосвященный Томас Джон Папроцкий, благоволением Божиим и милостью Апостольского Престола епископ Спрингфилда Иллинойского, сим постановляю следующее:
- Установлено, что Регулярные каноники Общества св. Иоанна Кантия, священники Священнического братства св. Петра и Регулярные каноники св. Фомы Аквинского не отрицают действительность и легитимность литургической реформы, предписанной II Ватиканским Собором, и Учительство Верховных Понтификов, и, следовательно, могут продолжать использование Римского Миссала 1962 года (ст. 3 § 1).
- Установлено, что приход св. Розы Лимской в гор. Куинси (Иллинойс), канонично созданный для блага этих верных, действенен для духовного роста верных и, следовательно, сохраняется (ст. 3 § 5).
- Поскольку это поспособствует духовному благу верных, в той мере, в какой сие может потребоваться, дается диспенсация от ст. 3 § 2 «Traditionis custodes», дозволяющая использование Римского Миссала 1962 года в приходских церквях: церкви св. Розы Лимской в гор. Куинси (Иллинойс) и церкви Святейшего Сердца прихода св. Екатерины Дрексель в гор. Спрингфилд (Иллинойс). В данных местах разрешаются евхаристические священнопразднования с использованием Римского Миссала, обнародованного св. Иоанном XXIII в 1962 году, во все и каждый дни года. При этих священнопразднованиях чтения провозглашаются на народном языке с использованием переводов Святого Писания, одобренных для литургического применения Конференцией католических епископов США (ст. 3 § 3).
- Священникам Регулярных каноников Общества св. Иоанна Кантия и священникам Священнического братства св. Петра вверяются эти священнопразднования и пастырская опека над верными, посещающими Мессы в церкви св. Розы Лимской в гор. Куинси (Иллинойс) и в церкви Святейшего Сердца прихода св. Екатерины Дрексель в гор. Спрингфилд (Иллинойс) (ст. 3 § 4).
- Священники, уже совершающие Мессу согласно Missale Romanum 1962 года в диоцезе Спрингфилда Иллинойского, уполномочиваются по-прежнему пользоваться такой возможностью по запросу (ст. 5).
Декрет вступает в силу с момента своего обнародования путем публикации на интернет-странице Бюро по богослужению и катехуменату диоцеза Спрингфилда Иллинойского (www.dio.org/worship).
Преосвященный Томас Джон Папроцкий
епископ Спрингфилда Иллинойского
Преподобный Дарен Дж. Зенле
церковный нотариус
Дано в канцелярии
в гор. Спрингфилд (Иллинойс)
в 19-й день июля 2021 года
/ оригинал на английском языке, перевод неофициальный /
Оригинальный текст документа см. здесь: https://clck.ru/Weues
Однако епископ Папроцкий оказался не единственным, кто сослался на канон 87 с целью обеспечить продолжение служения в древней форме обряда в приходских храмах. В разное время к этому иерарху присоединились также:
- Ординарий епархии Толедо монс. Даниель Томас, разрешивший декретом от 23.07 «использование Римского Миссала 1962 года в приходской церкви прихода святого Иосифа на Локуст-стрит в Толедо». https://clck.ru/Wev6L
- Ординарий епархии Уичиты монс. Чарльз А. Кемме, 25.07: «Учитывая, что в настоящее время нет других подходящих мест, легко доступных для Мессы в чрезвычайной форме, я настоящим даю диспенсацию от ст. 3 § 2 «Traditionis custodes», который запрещает использование приходских церквей для проведения Мессы в экстраординарной форме». https://clck.ru/Wev9y
- Ординарий епархии Санта-Розы, монс. Роберт Ф. Ваза, 21.07: «Согласно канону 87 §1 Кодекса Канонического Права… настоящим я освобождаю священников и народ епархии Санта-Розы от той части § 2 статьи 3, которая гласит: „не в приходских церквях“. Публичное совершение Мессы в экстраординарной форме может продолжать совершаться в тех местах, в которых они регулярно совершались по всей епархии (в том числе в приходских церквях)». https://clck.ru/WevBs
- Ординарий епархии Бирмингема Алабамского монс. Стивен Дж. Райка, 29.07: «2. Поскольку это будет способствовать духовному благу верующих, в той мере, в какой это может быть необходимо, в соответствии с § 1 канона 87 Кодекса Канонического Права предоставляется диспенсация от ст. 3 § 2 ТC для продолжения использования Missale Romanum 1962 года в любой или во все дни года в приходской церкви Пресвятой Евхаристии в Бирмингеме». https://tinyurl.com/dkaczps8
- Ординарий епархии Билокси монс. Луис Ф. Киннеман, 21.07. https://clck.ru/Wewbe
- Ординарий епархии Сан-Анджело монс. Майкл Дж. Сис, 22.07. https://clck.ru/Wews2
- Ординарий епархии Сан-Бернардино монс. Альберто Рохас, дата не установлена. https://clck.ru/WewGZ
- Ординарий епархии Феникса монс. Томас Дж. Олмстед, 24.07. https://clck.ru/Wevt4
- Ординарий епархии Ноксвила монс. Ричард Ф. Стика, 21.07. https://clck.ru/WexPF
И, наконец, 29 июля канон 87 впервые использовал ординарий епархии за пределами США. Им стал архиепископ Кингстона (Ямайка), Его Высокопреосвященство Кеннет Д. Ричард: «Учитывая, что год назад я установил, что в архиепископии существует устойчивая группа людей, — в основном из различных приходов Кингстона, но также из Портленда и Сент-Мэри, — которые проявляют привязанность к usus antiquior… я назначил приход святого Антония в Портленде домом для этой устойчивой группы. (…) Учитывая, что… их подлинное благочестие на самом деле питается этой более старой формой служения Святой Мессы, настоящим я постановляю, что по пастырским соображениям существующие меры по совершению Святой Мессы в соответствии с Миссалом 1962 года останутся в силе, и даю диспенсацию „ad cautelam“ (см. Канон 87) от требований статьи 3 motu proprio, поскольку фактически эта община стабильна и по своей сути является квази-приходом (…) Вместе со Святым Отцом Папой Франциском… мы молимся о единстве Церкви в литургических делах, признавая его пастырскую заботу, выраженную в «Traditionis custodes», а также помня мудрые слова Папы Бенедикта, когда он был на посту: «То, что предыдущие поколения считали священным, остается священным и великим также и для нас, и не может быть внезапно полностью запрещено». https://clck.ru/Wezb9
Материал подготовил Станислав Струтинский, Una Voce Russia
Комментариев нет:
Отправить комментарий