Поиск по этому блогу

вторник, 24 сентября 2019 г.

Кардинал Сара: запрет традиционной литургии может быть вдохновлен только демоном

Эдвард Пентин из «National Catholic Register» взял интервью у префекта Конгрегации богослужения кард. Робера Сара. Кардинал, чей срок служения в Конгрегации, весьма вероятно, закончится в нынешнем ноябре, рассказывает о своей последней книге «The Day Is Now Far Spent», о ожиданиях от предстоящего синода по вопросам Амазонии и о том, стоит ли африканцам танцевать на Святой Мессе. Среди прочего кардинал Сара обратил внимание на некоторые проблемные аспекты в литургии.

* * *

Мне кажется, что конституция [Второго Ватиканского Собора] «Sacrosanctum Concilium» — это важный текст, который позволяет проникнуть в глубокое и мистическое понимание литургии. Нам нужно было выйти из определенного рода рубрицизма. К сожалению, рубрицизм заменили дурной креативностью, которая превращает Божию работу в человеческую реалию. Современная техническая ментальность хотела бы свести литургию к эффективной педагогической деятельности. Для этого мы стараемся сделать обряды праздничными, привлекательными и дружественными. Однако литургия не имеет иной педагогической ценности, кроме той, когда она полностью направлена ​​на прославление Бога — на почитание Бога и освящение человека.
С этой точки зрения активное участие подразумевает искание в себе того святого оцепенения, того радостного страха, который заставляет нас смолкнуть пред Божьим величием. Чтобы войти в сферу божественного, мы должны отказаться от соблазна оставаться в сфере человеческого.

В этом смысле достойно сожаления то, что пресвитерии наших храмов не являются местом, обособленным для богослужения, что мы входим туда в светской одежде, что переход из сферы человеческого в сферу божественного не обозначен архитектурной рубежом. Подобным образом, если, как учит Собор, Христос присутствует в провозглашении Своего Слова, очень жаль, что чтецы не имеют соответствующего одеяния, которое показывает, что они произносят не человеческие слова, а Слово Божие.

Наконец, если литургия является работой Христа, то священнослужителю нет необходимости вносить в нее свои комментарии. Богу угодно вовсе не множество формул и вариантов на выбор, и не постоянное изменение молитв и обилие литургической креативности, а метанойя — радикальная перемена нашей жизни и поведения, серьезно загрязненных грехом и отмеченных ползучим атеизмом.

Необходимо помнить, что, если Миссал позволяет сделать комментарий, то этот комментарий не должен становиться светской и человеческой речью, и тем более — рассказом о текущих делах или светским приветствием присутствующих; это должен быть лаконичный призыв ко вступлению в тайну.

В литургическом действии нет места ничему мирскому. Было бы серьезной ошибкой считать, что светские, зрелищные элементы поощрят верующих к участию. Эти элементы могут поспособствовать только человеческому участию, а не участию в Христовом религиозном и спасительном действии.

Красивую иллюстрацию этого мы видим в предписаниях Собора. В то время как Конституция о Священной Литургии постоянно рекомендует сознательное и деятельное участие и даже полное понимание обрядов, она вместе с тем рекомендует и латинский язык, предписывая, чтобы «верные Христу умели совместно произносить и петь, причем также и по-латински, предназначенные им неизменяемые части чина Мессы».

(…) Как недавно напоминал нам Папа Франциск, священник не должен делать из себя шоумена, чтобы завоевать восхищение публики. Наоборот, он должен участвовать в Христовом действии, входить в него, становиться Его инструментом. Поэтому он не обязан постоянно говорить и смотреть на собранных людей, а скорее должен действовать in persona Christi и включать верующих в такое участие.

Поэтому уместно будет время обряда покаяния, оффертория и евхаристической молитвы обратиться всем вместе к кресту, или лучше к востоку, чтобы выразить свое желание участвовать в деле культа и искупления, которое совершает Христос, а через Него исполняет Церковь.


Отвечая на вопрос, почему, как он думает, всё больше молодых людей привлекает традиционная литургия, кардинал Сара, в частности, сказал:

Я не просто так думаю — я это вижу, я являюсь этому свидетелем. Молодые люди рассказывают мне о своем абсолютном предпочтении экстраординарной формы. (...) Прежде всего — как можем мы понять, как можем мы не удивиться и не быть шокированы тем, что то, что вчера было общепринятым правилом, сегодня запрещают? Разве запрет экстраординарной формы или подозрительное отношение к ней может быть вдохновлен чем-либо, кроме демона, желающего удушить нас и привести к духовной смерти?

Полный текст интервью на английском языке см. на сайте «National Catholic Register», частичный белорусский перевод — в блоге «Scriptorium nostrum».

Комментариев нет: