Поиск по этому блогу

суббота, 22 ноября 2025 г.

Кардинал Иосиф ЧЭНЬ: «Еще один безрассудный порыв? Мысли о чтениях сегодняшней Мессы (2025.11.18)»

Иосиф Чэнь Жицзюнь SDB (Joseph Zen Ze-kiun, род. 13 января 1932 г. в Шанхае) — епископ Гонконга в 2002–2009 гг., кардинал (с 2006 г.). Вступил в конгрегацию салезианцев Дона Боско в 1948 г., рукоположен в священный сан в 1961 г., лиценциат теологии (1961) и доктор философии (1964) Папского Салезианского университета. Известен как критик коммунистических властей КНР и ряда решений времен понтификата Папы Франциска. Оригинальная публикация на китайском языке, с отдельными словами на английском: личный блог кардинала Иосифа Чэня.

Первое чтение вторника 33-й рядовой недели. Вчера, в понедельник, мы начали читать вступление к Первой книге Маккавейской, а сегодня, во вторник, перескочили сразу к шестой главе Второй. Такое устройство литургических чтений явно призвано подчеркнуть: перед лицом религиозных гонений безоружные слабые люди величественнее, нежели храбрые воины, сжимающие мечи и копья, чтобы сопротивляться врагу. Первая и Вторая книги Маккавейские (более 100 страниц убористого текста) в основном описывают то, как семейство Маккавеев боролось с языческими силами, угнетавшими иудеев. Но шестая глава Второй книги представляет нам седовласого старца, а завтра мы будем читать седьмую главу, рассказывающую о семи братьях и их матери. Оказывается, у хрупких людей может быть такая огромная отвага, чтобы ради веры принять муки и отдать жизнь, еще больше явив Божью силу.

Книжник Елеазар был уже в преклонных годах. Друзья, не в силах смотреть, как его казнят за отказ подчиниться приказу царя и съесть идоложертвенную свинину, понуждали его съесть кусок мяса, который они сами для него приготовили и который не нарушал иудейских предписаний. Но он решительно отказался, выплюнул мясо и твердо взошел на плаху, сказав: «Я не могу допустить, чтобы молодежь подумала, будто я ради сохранения остатка жизни нарушил закон, и тем самым сбить их с пути, заставив отречься от нашей веры».

Я, 93 летний старик, конечно же, особенно восхищаюсь наставником Елеазаром. Неужели тот, кто всю жизнь наставлял юношей, в конце своего жизненного пути оставит им дурной пример?

Я никогда не думал, что доживу до девяноста с лишним лет и к тому же удостоюсь Божьей благодати быть призванным в качестве одного из преемников апостолов, чтобы защищать переданную от апостолов веру. Это призвание — всецело Его благодать, но Он еще и «зачтет это мне как заслугу».

Я не смею надеяться, что отдам жизнь за веру, и я не сделал ничего, чтобы вынудить кого то лишить меня жизни. Но если Господь захочет моего мученичества, то, конечно, Он даст мне силы, и это будет поистине величайшая благодать!

Истина и мудрость в нынешние хаотические времена — поистине сокровище в земле, бесценная жемчужина, и трудно людям их найти; но мы нашли их, так разве можем мы не поделиться ими? Мы не «узурпаторы истины», мы — «слуги истины». Не существует «моей истины» или «твоей истины»; истина в том, чтобы знать, что мы — дети Божьи, что Иисус добровольно умер за нас на кресте, приготовил для нас блаженную вечную жизнь и указал нам путь на Небеса.

В пророческом сне святого Иоанна Боско, когда ему было девять лет, первое, что повелел ему сделать Иисус, — это дать подросткам понять: как уродлив грех и как прекрасна добродетель!

Сегодня, 18 ноября, день освящения базилик св. Петра и св. Павла.

Юбилейный год — это год паломничества, и главная цель паломничества в Рим — это четыре великие базилики. Латеранская базилика — это «матерь всех церквей», кафедральный собор Папы. Процессия со Святыми Дарами в Римской епархии в праздник Тела и Крови Христовых идет как раз прямой дорогой от этой базилики к базилике Санта-­Мария-­Маджоре. Две другие — это базилики святого Петра и святого Павла, которые сегодня мы вспоминаем. В церковной традиции апостолы Петр и Павел всегда почитаются как два столпа Церкви. Петр — глава двенадцати апостолов, а Павел особо почитается как апостол для неиудеев. Базилики Петра и Павла построены на местах их мученичества. Преемник Петра — епископ Рима, поэтому базилика св. Петра, естественно, стала центром Церкви.

Как ни странно, в Церкви всё еще есть люди, которые не знают, что такое Церковь. Документ Второго Ватиканского Собора о Церкви гласит: Триединый Бог созывает всё человечество, чтобы оно стало единым народом, единым Мистическим Телом, где Христос — глава, а мы — члены. Церковь — это таинственное Мистическое Тело, а также зримое сообщество; Христос основал Церковь на апостолах, и главой апостолов является Петр.

В Символе веры мы исповедуем, что наша Церковь — «апостольская» (переданная от самих апостолов). В Евангелиях и Деяниях, когда речь заходит об апостолах, часто перечисляются двенадцать имен, и Петр — первый в списке, он — главный апостол. Там же, где Библия не перечисляет всех апостолов поименно, она называет «апостольское сообщество» выражением «Петр и одиннадцать».

Первый Ватиканский Собор принял догмат о безошибочности Папы, но из-за политических событий того времени Собор пришлось прервать. Некоторые не знают, что Папа безошибочен только тогда, когда он ex cathedra (силой своего высшего авторитета) торжественно провозглашает догматы, обязательные для веры; они неправильно понимают это и беспокоятся. На самом деле I Ватиканский Собор вовсе не говорил, будто Папа не может ошибаться ни в чем.

Второй Ватиканский Собор довершил экклезиологическое учение, начало которому было положено I Ватиканским Собором, подчеркнув коллегиальность апостолов. Деятельность этой коллегии наиболее очевидна на Вселенских Соборах. Конечно, Церкви неудобно часто проводить Вселенские Соборы, поэтому перед закрытием II Ватиканского Собора Павел VI посредством motu proprio «Apostolica sollicitudo» учредил «Синод епископов», то есть «собрание представителей епископов всего мира», чтобы они могли давать Папе советы по решению определенных вероучительных и пастырских вопросов (почти как Вселенский Собор в миниатюре).

С 1967 по 2012 год было проведено 13 ординарных ассамблей Синода епископов, все — в соответствии с «Apostolica sollicitudo»; подробные процедуры также зафиксированы в «Ordo Synodus».

К сожалению, Папа Франциск, избранный 13 марта 2013 года, вскоре после вступления в должность полностью реорганизовал этот «Синод епископов» (см. мое мнение, высказанное на генеральной конгрегации перед конклавом кардиналов).

Исторически термин Synod обозначал собрание «епископов» (епископы идут вместе с Христом). Если уважать исторические факты, то слово synodality следовало бы переводить как «значимость синода» (в православии его определенно именно так и переводят).

Конечно, этимология слова Synod — «идти вместе», и слово synodality также может выражать «участие» всех верующих в Церкви; миряне должны участвовать в церковных делах, но это не может отменять руководство епископов.

Недавний Синод о синодальности уже не был синодом, под именем синода развернулась смешанная (hybrid) «консультативная ассамблея крещеных». (В справочниках Святого Престола «Synod of Bishops» тоже превратился просто в «Synod». Что за «Synod»? Как это перевести на китайский? Можно ли всё еще переводить как «Синод епископов»?)

Еще большее беспокойство вызывает то, что на недавней «всенародной консультативной ассамблее», обсуждавшей синодальность, центральное руководство явно хотело продвинуть кое- какие серьезные реформы церковного учения и дисциплины (в то время как Кодекс канонического права говорит, что предназначение Синода состоит в укреплении учения и дисциплины Церкви).

Главы куриальных ведомств и представители епископов, избранные епископскими конференциями, могли лишь послушно позволять «друзьям Папы» дирижировать всем, впустую тратя время заседаний на инфантильное «conversation in the Spirit», делясь, делясь… стараясь избегать формальных дискуссий, в то время как большая группа facilitators, experts, secretaries, subsecretaries контролировала ход собрания, а также распоряжалась правом рядовых верующих знать о том, что там делается.

Но в результате лидеры собрания не слишком преуспели: первая половина ассамблеи не пришла ни к каким выводам, был лишь расплывчатый отчет, в который даже не осмелились включить термин «LGBTQ+», торжественно внесенный в предварительные документы.

В survey (опросе), размещенном в X и Facebook, секретариат Синода спросил: «Поспособствовал ли этот Synod миссии Церкви?», и отрицательно ответили восемьдесят с лишним процентов, а положительно — лишь десять с лишним (спустя 24 часа survey убрали).

В перерыве между первой и второй частями ассамблеи Дикастерия вероучения неожиданно выпустила документ под названием «Fiducia supplicans» (подтверждающий, что священнослужители при определенных обстоятельствах могут благословлять homosexual couples), что вызвало в Церкви великий хаос и серьезные разделения.

Перед началом второй части ассамблеи Папа Франциск снял с обсуждения все конкретные цели (деклерикализация церковных структур, женское лидерство, модернизация сексуальной этики, локализация учительства и т. д.) (видимо, предвидя, что на ассамблее их не удастся успешно принять) и передал их неким «исследовательским группам».

Итоговый документ ассамблеи был, можно сказать, написан и принят поспешно и не слишком прозрачно. Вопреки ожиданиям, Папа Франциск одобрил его; писать «постсинодальное увещевание» он не стал — этот итоговый документ и есть его «папское учительство», которое всем предлагается прочитать, понять и принять к исполнению «в экспериментальном порядке», а результаты всего этого эксперимента будут рассмотрены в 2028 году на некой так называемой Ecclesial Assembly.

Боже мой! Документ, который все могут понимать по-разному, пустить в исполнение «в экспериментальном порядке» согласно собственному пониманию каждого — и к 2028 году, когда у каждого будет три года пробной практики, можно ли будет повернуть назад? Не стала ли уже наша Церковь чем то вроде англиканской? Не является ли это самоубийством Католической Церкви ради ассимиляции с миром?

На этом месте братья и сестры, которые читают только «Гунцзяобао» [газета епархии Гонконга. — прим. пер.], возможно, удивятся: кардинал Чэнь оказался таким бунтовщиком, осмелившимся критиковать Папу!

Я салезианец, мы принадлежим к партии роялистов. Я критикую определенные действия Папы именно потому, что люблю Папу. В нашей традиционной молитве за Папу (Oremus pro Pontifice) последняя фраза звучит так: «non tradat eum in animam inimicorum ejus» («да не предаст его Господь на волю врагов его»).

И в самом деле, Евангелие сегодняшней Мессы в память освящения двух базилик — это Мф. 14:22–33. Петр просит Иисуса позволить ему идти по воде, но затем теряет веру и пугается, и Иисус говорит ему: «Маловерный!»

В 16-й главе Евангелия от Матфея Иисус хвалит Петра как блаженного, потому что Отец Небесный открыл ему, что Иисус есть Сын Божий, и называет его скалой, основанием Церкви, но вскоре после этого Петр не одобряет того, что Иисус должен идти на страдания, и Иисус говорит ему: «Отойди от Меня, сатана».

Накануне Своего распятия Иисус сказал при всех, что Петр трижды отречется от Него. И Он же сказал Петру: «и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32).

Иоанн был любимым учеником Иисуса и преданно сопровождал Богородицу у подножия креста, но он никогда не презирал Петра и всегда уважал его. Иисус поставил Петра главой апостолов, предводителем Церкви в любви. После воскресения Иисус всё так же вверил ему Своих овец.

Павел и Петр — оба столпы Церкви. Павел, призванный на середине жизненного пути, уважал Петра, ходил в Иерусалим посоветоваться с ним, чтобы удостовериться, что Евангелие, которое они оба проповедуют, — это одно и то же Евангелие Иисуса. На «первом Вселенском Соборе» в Иерусалиме они вместе с Иаковом и другими церковными старейшинами прояснили вселенский характер Церкви: язычникам, чтобы уверовать в Иисуса, не нужно совершать обрезание. Но впоследствии, когда Петр в Антиохии при определенном случае, казалось, занял неустойчивую позицию в отношении этого важного принципа, Павел обличил его перед всеми (Послание к Галатам, глава 2).

Папа Франциск совершил немало опасных дел, оставив после себя хаос и разделение. Сейчас самая большая надежда на то, что Папа Лев сможет объединить Церковь на фундаменте истины, чтобы все мы вместе занялись благовестием. Мы должны возносить молитвы и жертвы за Папу Льва.

Комментариев нет: