Поиск по этому блогу

суббота, 24 июня 2017 г.

Как изобразить божественность?

Образ Иисуса Назарянина Трех могуществ (Jesús Nazareno de las Tres Potencias), Гватемала, ок. 1697 г.


Второй Никейский Собор (VII Вселенский), созванный в 787 году при участии более чем 350 епископов – в основном восточных – и легатов Римского Папы Адриана I, ниспроверг ересь иконоборчества и подтвердил почитание образов Господа Христа, Богородицы, всех ангелов и святых. Позднее эту же тему раскрыл в своих постановлениях Тридентский Собор (XIX Вселенский). Католическое благочестие в различных своих формах часто обращается к иконе – изображению, почитая которое, мы воздаем должные почести изображенному. Любой традиционный храм полон картин, статуй, мозаик, на которых верующим предстают и Сам Господь, и множество Его святых. Но как добиться, чтобы Спаситель не «затерялся» среди Своих возлюбленных слуг, чтобы великолепие свиты не затеняло величие Владыки?

Начиная примерно с XV-XVI века распространяется обычай изображать Спасителя не с обычным нимбом над или за головой, а со своеобразной короной – тремя «лучами света», расходящимися под прямым углом или направленными кверху. Мы встречаем их на гравюрах Дюрера и картинах Эль Греко, но наиболее массовым это явление становится в Испании и затем во всём испаноязычном мире в связи с растущей популярностью религиозных процессий со статуями (pasos). Закрепившееся за такими лучами испанское название – potencias, что можно перевести как «силы» или «могущества». Как и одеяния из настоящей ткани, расшитой богатым узором, в которые испанцы любят облачать статуи Господа и Пресвятой Девы, potencias могут быть съемными и по желанию владельцев скульптуры заменяться более изящными и ценными.

Алебастровая статуэтка
Младенца Иисуса с potencias
из металла
Статуя «Отец наш Иисус Любви,
лишенной одеяния» («Nuestro Padre Jesús
del Amor Despojado de sus vestiduras»),
Кадис, Андалусия, освящена в 2008 г.


Толкования символического числа potencias ожидаемо разнообразны. Одни говорят, что три луча обозначают полноту благодати, всемогущество и всеведение Христа, другие вспоминают о Его тройном служении как Пророка, Священника и Царя, кто-то пускается в философские рассуждения о присущих душе трех способностях (что по-испански тоже можно выразить словом potencia) – воле, памяти и разумении.

Часто на трех лучах встречаются буквы I, H и S, что можно истолковать как «Iesus Hominum Salvator» («Иисус спаситель человеков») или «In Hoc Salus» («В сем спасение»).

  
Potencias
с буквами I-H-S...
...с надписью
«Ecce Sacerdos magnus» –
«Се Священник великий»...
...и с небольшими
образками святых.


Считается, что potencias происходят от крестчатого нимба – отличительного признака Христа, появляющегося в византийской иконографии в V в. (нижняя часть вертикальной перекладины креста не изображается, поскольку скрыта за головой Спасителя – остается три «луча»).

Христос Вседержитель.
Часть мозаики деисусного чина в южной галерее
константинопольского собора Святой Софии,
вторая четверть XII в.
Византийский крест-реликварий,
ок. IX-XI вв.

Комментариев нет: