Поиск по этому блогу

суббота, 1 февраля 2014 г.

Роза Принц


В 1951 году рядом с индейской католической школой-интернатом в Леджаке должны были строить железнодорожную ветку, и было решено перенести могилы с небольшого кладбища у школы на большее кладбище неподалеку. Могил было 15 или 20, примерно на неделю работы. Ею занимались местные жители братья Филипп и Виктор Лакрит и друг Филиппа из Заповедника Стони Крик. Тут же был и десятилетний сын Филиппа Джек.

Филипп долгое время работал в католической школе-интернате и знал историю почти каждой могилы. Он открывал гробы каждый по очереди и заглядывал туда для порядка. Когда очередь дошла до гроба Розы Принц, похороненной два года назад, и Филипп поднял крышку, раздался шипящий звук. Будто воздух заполнял пространство, где до этого был вакуум. Филипп изумленно уставился в гроб. Все тело и одежда Розы были в идеальном состоянии, на лице мягкая улыбка. Она выглядела так, будто только что уснула.

* * *

Роза Принц, индианка из племени кэрриер (группа северных атапасков), родилась в субботу 21 августа 1915 года в маленьком домике на холме позади монастыря близ Форта Сент-Джеймс (Британская Колумбия, Канада). Оба ее родителя, Жан-Мари и Агата Принц были правоверными католиками. Жан-Мари был потомком одного из великих вождей кэрриер. Видимо поэтому они и получили такую фамилию – Принц. Он регулярно посещал церковь, помогая приходскому священнику. Агата рано потеряла родителей и была воспитана Сестрами Младенца Иисуса.

Оба они, и Жан-Мари, и Агата, учились в одной школе в Уильямс-Лэйк, там же влюбились друг в друга, там же после школы поженились, а потом переехали в Форт Сент-Джеймс. Роза была третьей из их девяти детей. Сначала она училась в маленькой школе в Стюарт-Лейк, а затем, 16 февраля 1922, когда на озере Фрэзер, в Леджаке, была построена новая большая школа, она вместе с другими учениками переехала в новую школу, которая впоследствии стала ее единственным домом. Она была тихая и скромная, но одаренная, внимательная и старательная ученица, обладала глубокой Верой и выдающейся любовью к Богу.
Много времени она проводила в молитвах.



Еще в детском возрасте, она, в результате неудачного падения повредила позвоночник и осталась на всю жизнь горбатой. Это причиняло Розе страдания, ей трудно было ходить, особенно по лестницам, вставать на колени. Но никто не слышал, чтоб она на что-либо жаловалась. Из-за своей болезни она была очень стеснительной и всегда старалась не побеспокоить никого своими проблемами. Поэтому мало кто догадывался о том, как она себя чувствует. Но ее доброта и сострадательность привлекали многих. Ее любили и сестры-монахини и ученики. Часто ученики приходили посидеть и поговорить с нею, и она всегда была благодарна тем, кто иногда приносил ей обед наверх, в швейную комнату, зная, что ей, с ее увечьем, было трудно спускаться в обеденный зал.

Одним из ее любимых занятий было чтение, и она с охотой занималась этим с младшими учениками или помогала тем, кто не справлялся с уроками. Другие дети обращались к ней за советом, помощью или утешением. 

Роза имела неплохие художественные наклонности, она часами собирала и изучала цветы, потом перенося в мельчайших подробностях на алтарные покровы и занавеси скинии. Она любила церковное искусство, но занималась и живопись, и вышивкой, шила бисером на оленей коже, как традиционно делали ее предки. Свои произведения она дарила своим друзьям. Мало что из ее работ сохранилось, но сестры вспоминают, что они были высокого художественного качества. Работая, Роза всегда что-то напевала, и в сущности все ее любили, хотя о ее святости мало кто тогда, наверное, думал.

В те времена смертность среди индейцев была очень высока, принесенные европейцами болезни индейцы переносили гораздо тяжелее, нежели белые. Грипп, пневмония, туберкулез выкашивали целые семьи. В 1931 году от гриппа у Розы умерла мать. Она пережила это очень тяжело и в свой последний приезд домой много часов провела, сидя на ее могиле. Позже Роза потеряла и двух младших сестер – Серафину и Лину. Она перестала ездить домой, даже на летние каникулы. Когда ее двоюродная сестра Селина как-то спросила Розу, почему она не едет домой со своими сестрами и братьями, Роза некоторое время шла молча, а потом, улыбнувшись, сказала: «У меня здесь мои родители». Селина не поняла и спросила кто они, думая, что Роза имеет в виду сестер-монахинь. «Наша Благословенная Мать и ее Сын, Иисус, они мои родители. Здесь я чувствую себя так близко к ним, что просто не хочу никуда
идти», – ответила Роза. 

Когда девушка закончила школу, она попросила оставить ее в Леджаке в качестве исполняющей обязанности обслуживающего персонала. Ее взяли на работу в школу-интернат. Обязанностей у нее было немало, она выполняла какие-то секретарские поручения, шила и ремонтировала священнические облачения, вышивала алтарные покровы, убиралась в церкви.

За несколько лет до смерти Роза заболела туберкулезом. Болезнь прогрессировала быстро, и последнее время она жила, дыша лишь половиной легких. К 1949 году Роза сильно ослабела и оказалась прикованной к постели. В пятницу 19 августа ее доставили в больницу. Ее брат Павел был с ней. В тот же вечер она позвала к себе сестер-монахинь и священника. И в тот же вечер тихо скончалась, приняв Причастие на Мессе в больнице. 

Сестры были очень внимательны к телу Розы, устроив ее в гробу в часовне и положили ей на грудь маленький букет цветов. В смерти, как и в жизни, ее тело лежало неловко из-за своей болезни. Одна из сестер вспоминала: «Она выглядела как настоящий ангел в своем гробу. Сестра Патриция и я положили маленькую подушку ей под голову, чтоб она лежала в правильном положении».

Розу Принц похоронили два дня спустя на кладбище в Леджаке в воскресенье 21 августа 1949 года в возрасте тридцати четырех лет. 


* * *

В 1951 году, при перенесении могил на другое кладбище, тело Розы Принц было найдено нетленным. 

В 1976 году школа-интернат в Леджаке была закрыта, а затем и само здание ее было снесено. Тем не менее почитание Розы Принц медленно росло. Сначала среди лично знавших ее людей, среди учеников и работников школы, потом шире. В 1990 году бывший настоятель Андреевского прихода во Фрэйзер-Лэйк отец Жюль призвал к первому паломничеству в Леджак. В первый раз было всего 20 паломников, теперь их число дошло до 1200.  Паломничество проходит ежегодно, в июле месяце. Говорят, что за это время по молитвам Розе Принц исцелился один человек. Необходимые документы были посланы в Рим, теперь жителям Фрэйзер-Лэйк и окружающих земель остается ждать ответа из Рима… и новых чудес.

Молитва
Небесный Отче, Ты столь щедро разделил с Розой Принц дар Своей безмятежности и Свою любовь к Твоему творению. Дай нам по ее ходатайству, чтобы и мы разделили Твою безмятежность и душевный покой и так же радовались красоте творения, повсюду окружающего нас. По ее заступничеству молим Тебя о милости: . . . Сие, о чем мы просим с упованием на Твою любовь и доброту, подай нам через Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа. Аминь.

Комментариев нет: