В наши дни мало кому известно, что у Папы имеется свой собственный обряд Мессы. В торжественных папских богослужениях присутствуют особые церемонии и литургические обычаи, которых нет в обычных обрядах Римской Церкви. Причина их существования кроется в том, кем является сам епископ Рима: Папа – не только главный иерарх Латинской Церкви (до недавнего времени носивший титул Патриарха Запада), но и Отец и Глава Церкви Вселенской. Это его вселенское главенство и символизируется присутствием на торжественных папских службах греческого диакона.
Как епископ Рима, Папа следует обрядам Римской Церкви. Однако до 1969 г. по особо торжественным случаям папская Месса велась по уникальному кодифицированному ритуалу, включавшему церемонии, которые выполняли определенные должностные лица Папского Двора и Римской Курии. В частности, Папе помогали не только обычные прислужники, но и его ближайшие сотрудники – кардиналы Святой Римской Церкви, как они официально именовались. Старший кардинал-епископ исполнял роль главного священника-помощника, один из кардиналов-диаконов служил на Мессе за диакона, два других были почетными диаконами. Кроме того, один из куриальных священников служил в роли апостольского субдиакона (этот титул происходит от того, что римская кафедра называется Апостольским Престолом, так как ее епископы являются наследниками апостолов Петра и Павла).
Другой уникальной чертой этого особого папского ритуала было участие восточного духовенства: помимо кардиналов и апостольских диаконов и субдиаконов, церемониал предписывал наличие двух клириков Византийского обряда, именовавшихся греческим диаконом и греческим субдиаконом. Обычно это были рукоположенные в сан монахи из монастыря византийского обряда Гротаферрата близ Тиволи, что в Италии. Община эта не является «униатской» в прямом смысле слова, поскольку никогда не разрывала единства с Римским Папой. Главные литургические функции греческих диакона и субдиакона – пение Эпистолы и Евангелия на греческом языке после того, как их пропоют на латыни апостольские диаконы. В завершение Эпистол оба субдиакона лобызали стопы Папы, а после пения Евангелий Папа лобызал латинский и греческий тексты.
Помимо служения греческих диаконов, сам Папа использовал некоторые облачения и священные сосуды, напоминающие аналогичные в Византийском обряде. На правом бедре у него был subcintorium (субцинкторий), похожий на epigonation (палицу) византийского архиерея. Евхаристический хлеб покрывался астериском (звездицей) – защитным элементом в форме звезды, помещаемым на дискос во время проскомидии на каждой евхаристической литургии Византийского обряда. Кроме того, аналогично старому византийскому обычаю, на папских литургиях сохранилась древняя практика употребления лишь двух литургических цветов. Цветами римских сенаторов и императорских придворных были красный и белый. Епископ Рима стал одеваться в эти два цвета в знак своего высочайшего статуса. Хотя в наши дни Папа одевается практически только в белое, некоторые элементы его одеяния остались красными, прежде всего верхние, такие, как шляпа, обувь, плащ и моццетта (пелерина). Когда государственная столица Римской империи переместилась в Византий (переименованный в Константинополь), в Византийском обряде осталась исходная цветовая схема; сохранил ее и Папа Старого Рима, по-прежнему надевавший белые литургические облачения для радостных богослужений, а красные – для покаянных служб и поминовения мучеников.
В ходе реформ Римского обряда после II Ватиканского Собора торжественная папская Месса была упразднена, но некоторые ее уникальные элементы сохранились в папских церемониях. Обычай, привлекающий внимание в наибольшей степени, встречается на похоронах самого Папы, когда покойного облачают в красное – его традиционный траурный цвет. Это реликт древней практики. Однако отмена двухцветной схемы вызвала то, что теперь непонятно, кто еще должен надевать красное в знак траура по Папе. Традиционно в красное облачались лишь те, кто сослужил с Папой или прислуживали ему. Когда Папа умирал, в красное облачали лишь его самого; духовенство же надевало в черные или фиолетовые облачения, поскольку сослужило не с покойным Папой, а с кардиналом-деканом. Этот обычай возродил, среди прочих, Бенедикт XVI: он вернулся к красному папскому трауру на похоронах кардиналов – единственных похоронах, в которых участвует Римский Понтифик (исключение было сделано Павлом VI, предстоятельствовавшим в 1978 г. на похоронах убитого террористами итальянского политика Альдо Моро).
В наши дни греческий диакон часто (хотя и не всегда) появляется на торжественных папских Мессах, однако теперь, в отличие от прежней практики, он не обязательно является монахом обители Гроттаферрата. Иногда это грек, иногда русский, русин или украинцец, и т. д.; Евангелие он провозглашает на литургическом языке своей Поместной Церкви. Уничтожены любые признаки неравенства между латинскими и греческими служителями. По причине вселенской и верховной миссии главы Римской Церкви, после Тридентского Собора Римская Церковь начала воспринимать свой обряд как нечто, превосходящее другие обряды. Подобная богословская тенденция отражалась в старой папской литургии, в ходе которой латинского диакона сопровождало семеро свещеносцев, а греческого – лишь два. Книгу Евангелия нес только латинский диакон; греческие служители сидели дальше от папского трона, чем латинские. В соответствии с торжественным декретом II Ватиканского Собора о равном достоинстве всех обрядов эти различия не были перенесены в современный папский церемониал. В наши дни и латинский, и византийский диаконы несут в процессии книги Евангелия, обоих их сопровождает одинаковое число прислужников со свечами. Были даже случаи, когда византийский диакон занимал главенствующее положение. Исторический пример этого имел место на открытии Синода епископов по вопросам Европы в 1999 г., когда Евангелие возвещал только византийский диакон на церковнославянском языке.
О. д-р Атаназий Д. МакВей
Annales Ecclesiae Ucrainae
публикуется с небольшими сокращениями
1 комментарий:
Отправить комментарий