Приступаем к публикации в нашем блоге катехитических материалов французского священника о. Филиппа Лагери. Отец Лагери (Laguérie) родился в 1952 году. Окончив семинарию в Эконе, он был рукоположен в священный сан монс. Марселем Лефевром в 1979 г. и на протяжении многих лет состоял в Братстве св. Пия X. В 2006 г., урегулировав свое каноническое положение, он вместе с рядом других клириков основал Институт Доброго Пастыря, получивший от Папы Бенедикта XVI статус института понтификального права, подчиненного Святому Престолу через комиссию «Ecclesia Dei». О. Лагери ведет личный блог на сайте Института, а также выступает с циклами бесед на темы католической веры. На нашем сайте они будут сопровождаться конспектом на русском языке, который готовит г-жа Наталья Григораш. - Редакция.
Первый вопрос, который нам следует рассмотреть – это кто такой католик. Для того, чтобы иметь право называть себя католиком, нужно подчиняться трем условиям.
Католик – это тот, кто будучи крещеным исповедует католическую веру и подчиняется авторитету Церкви.
Три условия необходимы:
• Крещение ≠ язычник
Называть себя католиком может тот, кто крещен – это первое условие (в противоположность некрещеным, язычникам).
• Вера (первая Теологическая добродетель) ≠ еретик
Предполагается, что тот, кто был крещен, уже имеет веру . В реальности же многих крестили, но не все сохранили веру. Тот, кто крещен, но веры не имеет, не может называть себя католиком. В этом случае человек будет считаться апостатом, так как он отвергнул свою веру.
• Признание Авторитета ≠ схизматик
Невозможно быть католиком в одиночестве. Иисус Христос объединил верующих в Церковь, в Апостольскую Католическую Римскую Церковь, как мы это и увидим позднее. Это минимальное требование для крещеного человека, который имеет веру – признавать эту истину веры, что Иисус Христос хотел, чтобы христиане были в Его Церкви.
Во что мы как христиане, крещеные, католики должны верить?
Мы должны верить в Откровение Бога и в то, чему Церковь нас учит. Мы верим не в две разные вещи: в Откровение и в то, что учит Церковь, НО мы верим ТОЛЬКО в то, что явил Бог в Откровении. Мы верим в Слово Божье. И мы верим в то, что Бог нам явил в Откровении, ПОТОМУ ЧТО Церковь нас этому учит. Это очень важно понять. Единственная гарантия, которая позволяет нам верить в то, что то, что мы называем Откровением, действительно было дано нам Богом и требует веры – это учение Церкви.
I. В Откровение Бога… (Церковь не может требовать веры во что-то, что Бог не явил в Откровении; Католическая Доктрина является более широкой, чем Откровение, потому что она предполагает все необходимые истины для защиты этого Откровения; Откровение завершилось со смертью последнего Апостола (Святого Иоанна) ок.100 г. н.э.)
1. Определение: Откровение – действие Бога, направленное на передачу знания – по своей собственной инициативе – об истинах Царства Небесного. Церковь не решает, что является Откровением, а что не является.
2. Источники: Для этого Церковь черпает из двух источников (или каналов) Откровения. Именно в них Откровение и содержится. Эти два источника представляют собой:
a. Священное Писание – собрание книг (72 книги), написанных под руководством Святого Духа, и которые не содержат ни одной ошибки (существует множество мест в самой Библии, где об этом говорится).
Библия содержит 45 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. 45 книг В.З. делятся на 3 категории: исторические книги, повествующие историю спасения (Пятикнижие Моисея, Книги Царств и т.д.); книги мудрости (Псалмы, книга Иова, Песнь Песней, Екклесиаст и т.д.); пророческие книги (16 книг: 4 главных пророка – Исаия, Иеремия, Даниил, Иезекииль и 12 малых). Новый Завет (4 Евангелия, где рассказывается жизнь Иисуса Христа четырьмя разными авторами: Матвей, Марк, Лука и Иоанн; Деяния Апостолов, где рассказывается жизнь первых десятилетий Церкви; Послания: 14 посланий Св. Павла – Послание Римлянам, 2 Послания Коринфинам, Послание Филипийцам, Послание Галатам, Послание Колоссянам, Послание Ефесянам, 2 Послания Тессалоникицам, 2 Послания Тимофею, Послание к Титу, Послание Филимону и Послание Евреям; 2 Послания Св. Петра; 3 Послания Св. Иоанна; Послание Иакова; Послание Иуды; Откровение Иоанна Богослова).
b. Устная Традиция (Учение Веры, переданное епископами со времен Апостолов до наших дней).
Не все, что сказал Бог, было записано. Многое было передано из уст в уста. Это составляет традицию. Сюда относятся многие вещи, касающиеся литургии; кроме того Церковь определяет время от времени истины, открытые нам Богом, но не содержащиеся в Библии (например, догмат о Непорочном Зачатии, Успение Девы Марии). Устная Традиция имеет преимущество перед Священным Писанием, потому что она зародилась раньше. Христиане долгое время не имели Священного Писания, но были христианами, и у них была вера, тем не менее. И если бы нам пришлось выбирать между двумя из приведенных источников, то мы скорее могли бы обойтись без Священного Писания, нежели без устной традиции, потому что Священное Писание есть не что иное, как устная традиция, которая была позднее записана.
В этом смысле всякий католик является традиционалистом, потому что придерживается традиции, и невозможно быть католиком, ее отвергая.
3. Этапы Откровения. Бог говорил с людьми в течение трех периодов:
• Примитивное Откровение (данное первым людям: Адаму и Еве).
Первые люди были не рыбы, и не обезьяны, но прекрасные создания, уравновешенные во всех отношениях. Все существующие традиции самых разных цивилизаций подтверждают, что существовал золотой век, когда жизнь людей в самом начале их существования была гармоничной (например, в греческой традиции предлагается история Пандоры, которая жила в мире, исполненном счастья, пока не открыла ящик и не впустила зло в мир). Лишь с тех пор, как грех вошел в мир, человек стал деградировать. Книга Бытия сообщает нам, что каждый вечер Адам и Ева беседовали с Богом. И эти люди не жили в пещерах (жизнь в пещерах началась после появления первородного греха). Во всех традициях всех культур встречается история Вселенского Потопа. Примитивное Откровение – это истины, которые все люди знают.
• Моисеево Откровение (Моисей и пророки).
Бог, чтобы исправить разврат человеческой природы, направляет к людям своих пророков, начиная с Авраама.
• Христианское Откровение, вершина и завершение Откровения (Наш Господь Иисус Христос и Его Апостолы) – Со смертью Святого Иоанна Откровение завершилось.
II. …и тому, чему Церковь нас учит. Только Церковь может говорить, не ошибаясь, о том, что содержится в Откровении. Она осуществляет это через свой Магистериум (как учитель у доски: мы верим в то, что написано на доске, потому что учитель нам на это указывает).
Если мы поймем, что такое Магистериум, мы поймем роль Церкви для христианина. Церковь говорит: «Внимание! Вот это Бог явил в Своем Откровении и в это следует верить!». Кому мы верим? Учителю или тому, что учитель говорит? Тому, что учитель говорит и чему учит. В этом и состоит роль Церкви. Она объясняет нам Откровение. Без Церкви христианам было бы невозможно выжить. Каждый взял бы Священное Писание и, как это часто имело место быть на протяжении истории, объявил затем: «Вот во что следует верить!». Например, Лютер, который появился в XVI веке, выдумал невероятный тезис о том, что мы попадем на Небо только благодаря тому, что имеем веру. В то время, как это правда, что вера является принципом спасения, – и в этом Лютер не ошибся – его заблуждением была идея о том, что человек может жить, как угодно, и даже очень плохо, без всякого раскаяния и быть спасенным Господом, тем не менее, только лишь потому, что он имеет веру (причем, чем больше он грешит, тем больше эта вера имеет смысл) – это не поддается никакой логике! Лютер обладал отличной аргументацией. Многие из высказываний Св.Павла были интерпретированы им так, что не оставляли почвы для сомнения, так что создавалось впечатление, что Лютер прав. К счастью, Церковь показала, что в этом Лютер неправ, и что Бог совсем не это знание дал нам в Своем Откровении.
Магистериум Церкви незаменим. Если бы его не было, Церковь давно бы распалась и впала в самые худшие ереси и ошибки, но только потому что Магистериум существует, Церковь учит нас сегодня тем же истинам, что и в первые века после своего зарождения. Именно поэтому абсолютная полнота истины, открытой нам Богом, содержится в Католической Церкви.
III. Католическая доктрина содержится в Катехизисе.
1. Определение: катехизис – это простое изложение католической доктрины. Он не доказывает то, что он утверждает; в противном случае это была бы теология (наука, которая доказывает). Также, он не приводит источники.
2. Катехизис включает три части:
• Догматы (истины, в которые необходимо верить) – ВЕРА
Если мы ни во что не верим, мораль невозможна, потому что истина для нас не существует. Истина христианина-католика лежит в Откровении Господа.
• Средства спасения (благодать, молитвы, Таинства) – НАДЕЖДА
Эта часть отсутствует в других религиях, которые обыкновенно состоят из основных догматов и морали. Будь то ислам, иудаизм и т.д. – в них нет этой части. Цель католической религии стать единым с Богом, жить вместе с Ним, вступить с Ним в отношения взаимной любви, и Христос нам оставил для этого средства.
• Мораль (заповеди или добродетели) – ЛЮБОВЬ
Если мы поступаем хорошо, то только потому что любим Бога, иначе наши хорошие поступки просто не имеют смысла.
3. Катехизис и теология (и то, и другое предполагает веру, теолог, который ее утратит, перестанет быть теологом и даже христианином!). Теология – это наука (= точное знание, полученное, исходя из причинно-следственных связей). Ее целью является доказать то, что она утверждает, полагаясь на источники (Магистериум, Традиция, Священное Писание, отцы Церкви, каноническое право и даже естественный разум).
4. Катехеза – это устное обучение доктрине, которое имело место вплоть до Тридентского Собора (1550 г.) ; до этого не существовало катехизиса. Катехизис – это книга, где содержится в письменном виде устное обучение доктрине = например, тридентские катехизисы, катехизисы св.Пия Х, диоцезальные катехизисы…
5. Символы: символом (с греческого «краткое содержание») веры называют краткую формулировку католической веры. Официально в Церкви существует три символа веры:
a. Апостольский символ веры: как показывает название, он достался нам от самих Апостолов. Это самый древний и самый почитаемый, так же, как и самый короткий из существующих символов. Это формулировка веры крещения (его произносят, например, в начале молитвы Розария).
b. Никейский символ веры: сформулирован на Никейском соборе (в 325 г. против Ария); он уточняет догмат божественности Иисуса Христа. Этот символ читают или поют на воскресной Мессе.
c. Символ Святого Афанасия: (епископ Александрии в IV веке). Это символ уточняет снова центральный догмат божественности Иисуса Христа. Его обыкновенно используют в воскресной литургии часов (первый час).
Урок 1.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА
Введение
Первый вопрос, который нам следует рассмотреть – это кто такой католик. Для того, чтобы иметь право называть себя католиком, нужно подчиняться трем условиям.
Католик – это тот, кто будучи крещеным исповедует католическую веру и подчиняется авторитету Церкви.
Три условия необходимы:
• Крещение ≠ язычник
Называть себя католиком может тот, кто крещен – это первое условие (в противоположность некрещеным, язычникам).
• Вера (первая Теологическая добродетель) ≠ еретик
Предполагается, что тот, кто был крещен, уже имеет веру . В реальности же многих крестили, но не все сохранили веру. Тот, кто крещен, но веры не имеет, не может называть себя католиком. В этом случае человек будет считаться апостатом, так как он отвергнул свою веру.
• Признание Авторитета ≠ схизматик
Невозможно быть католиком в одиночестве. Иисус Христос объединил верующих в Церковь, в Апостольскую Католическую Римскую Церковь, как мы это и увидим позднее. Это минимальное требование для крещеного человека, который имеет веру – признавать эту истину веры, что Иисус Христос хотел, чтобы христиане были в Его Церкви.
Во что мы как христиане, крещеные, католики должны верить?
Мы должны верить в Откровение Бога и в то, чему Церковь нас учит. Мы верим не в две разные вещи: в Откровение и в то, что учит Церковь, НО мы верим ТОЛЬКО в то, что явил Бог в Откровении. Мы верим в Слово Божье. И мы верим в то, что Бог нам явил в Откровении, ПОТОМУ ЧТО Церковь нас этому учит. Это очень важно понять. Единственная гарантия, которая позволяет нам верить в то, что то, что мы называем Откровением, действительно было дано нам Богом и требует веры – это учение Церкви.
I. В Откровение Бога… (Церковь не может требовать веры во что-то, что Бог не явил в Откровении; Католическая Доктрина является более широкой, чем Откровение, потому что она предполагает все необходимые истины для защиты этого Откровения; Откровение завершилось со смертью последнего Апостола (Святого Иоанна) ок.100 г. н.э.)
1. Определение: Откровение – действие Бога, направленное на передачу знания – по своей собственной инициативе – об истинах Царства Небесного. Церковь не решает, что является Откровением, а что не является.
2. Источники: Для этого Церковь черпает из двух источников (или каналов) Откровения. Именно в них Откровение и содержится. Эти два источника представляют собой:
a. Священное Писание – собрание книг (72 книги), написанных под руководством Святого Духа, и которые не содержат ни одной ошибки (существует множество мест в самой Библии, где об этом говорится).
Библия содержит 45 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. 45 книг В.З. делятся на 3 категории: исторические книги, повествующие историю спасения (Пятикнижие Моисея, Книги Царств и т.д.); книги мудрости (Псалмы, книга Иова, Песнь Песней, Екклесиаст и т.д.); пророческие книги (16 книг: 4 главных пророка – Исаия, Иеремия, Даниил, Иезекииль и 12 малых). Новый Завет (4 Евангелия, где рассказывается жизнь Иисуса Христа четырьмя разными авторами: Матвей, Марк, Лука и Иоанн; Деяния Апостолов, где рассказывается жизнь первых десятилетий Церкви; Послания: 14 посланий Св. Павла – Послание Римлянам, 2 Послания Коринфинам, Послание Филипийцам, Послание Галатам, Послание Колоссянам, Послание Ефесянам, 2 Послания Тессалоникицам, 2 Послания Тимофею, Послание к Титу, Послание Филимону и Послание Евреям; 2 Послания Св. Петра; 3 Послания Св. Иоанна; Послание Иакова; Послание Иуды; Откровение Иоанна Богослова).
b. Устная Традиция (Учение Веры, переданное епископами со времен Апостолов до наших дней).
Не все, что сказал Бог, было записано. Многое было передано из уст в уста. Это составляет традицию. Сюда относятся многие вещи, касающиеся литургии; кроме того Церковь определяет время от времени истины, открытые нам Богом, но не содержащиеся в Библии (например, догмат о Непорочном Зачатии, Успение Девы Марии). Устная Традиция имеет преимущество перед Священным Писанием, потому что она зародилась раньше. Христиане долгое время не имели Священного Писания, но были христианами, и у них была вера, тем не менее. И если бы нам пришлось выбирать между двумя из приведенных источников, то мы скорее могли бы обойтись без Священного Писания, нежели без устной традиции, потому что Священное Писание есть не что иное, как устная традиция, которая была позднее записана.
В этом смысле всякий католик является традиционалистом, потому что придерживается традиции, и невозможно быть католиком, ее отвергая.
3. Этапы Откровения. Бог говорил с людьми в течение трех периодов:
• Примитивное Откровение (данное первым людям: Адаму и Еве).
Первые люди были не рыбы, и не обезьяны, но прекрасные создания, уравновешенные во всех отношениях. Все существующие традиции самых разных цивилизаций подтверждают, что существовал золотой век, когда жизнь людей в самом начале их существования была гармоничной (например, в греческой традиции предлагается история Пандоры, которая жила в мире, исполненном счастья, пока не открыла ящик и не впустила зло в мир). Лишь с тех пор, как грех вошел в мир, человек стал деградировать. Книга Бытия сообщает нам, что каждый вечер Адам и Ева беседовали с Богом. И эти люди не жили в пещерах (жизнь в пещерах началась после появления первородного греха). Во всех традициях всех культур встречается история Вселенского Потопа. Примитивное Откровение – это истины, которые все люди знают.
• Моисеево Откровение (Моисей и пророки).
Бог, чтобы исправить разврат человеческой природы, направляет к людям своих пророков, начиная с Авраама.
• Христианское Откровение, вершина и завершение Откровения (Наш Господь Иисус Христос и Его Апостолы) – Со смертью Святого Иоанна Откровение завершилось.
II. …и тому, чему Церковь нас учит. Только Церковь может говорить, не ошибаясь, о том, что содержится в Откровении. Она осуществляет это через свой Магистериум (как учитель у доски: мы верим в то, что написано на доске, потому что учитель нам на это указывает).
Если мы поймем, что такое Магистериум, мы поймем роль Церкви для христианина. Церковь говорит: «Внимание! Вот это Бог явил в Своем Откровении и в это следует верить!». Кому мы верим? Учителю или тому, что учитель говорит? Тому, что учитель говорит и чему учит. В этом и состоит роль Церкви. Она объясняет нам Откровение. Без Церкви христианам было бы невозможно выжить. Каждый взял бы Священное Писание и, как это часто имело место быть на протяжении истории, объявил затем: «Вот во что следует верить!». Например, Лютер, который появился в XVI веке, выдумал невероятный тезис о том, что мы попадем на Небо только благодаря тому, что имеем веру. В то время, как это правда, что вера является принципом спасения, – и в этом Лютер не ошибся – его заблуждением была идея о том, что человек может жить, как угодно, и даже очень плохо, без всякого раскаяния и быть спасенным Господом, тем не менее, только лишь потому, что он имеет веру (причем, чем больше он грешит, тем больше эта вера имеет смысл) – это не поддается никакой логике! Лютер обладал отличной аргументацией. Многие из высказываний Св.Павла были интерпретированы им так, что не оставляли почвы для сомнения, так что создавалось впечатление, что Лютер прав. К счастью, Церковь показала, что в этом Лютер неправ, и что Бог совсем не это знание дал нам в Своем Откровении.
Магистериум Церкви незаменим. Если бы его не было, Церковь давно бы распалась и впала в самые худшие ереси и ошибки, но только потому что Магистериум существует, Церковь учит нас сегодня тем же истинам, что и в первые века после своего зарождения. Именно поэтому абсолютная полнота истины, открытой нам Богом, содержится в Католической Церкви.
III. Католическая доктрина содержится в Катехизисе.
1. Определение: катехизис – это простое изложение католической доктрины. Он не доказывает то, что он утверждает; в противном случае это была бы теология (наука, которая доказывает). Также, он не приводит источники.
2. Катехизис включает три части:
• Догматы (истины, в которые необходимо верить) – ВЕРА
Если мы ни во что не верим, мораль невозможна, потому что истина для нас не существует. Истина христианина-католика лежит в Откровении Господа.
• Средства спасения (благодать, молитвы, Таинства) – НАДЕЖДА
Эта часть отсутствует в других религиях, которые обыкновенно состоят из основных догматов и морали. Будь то ислам, иудаизм и т.д. – в них нет этой части. Цель католической религии стать единым с Богом, жить вместе с Ним, вступить с Ним в отношения взаимной любви, и Христос нам оставил для этого средства.
• Мораль (заповеди или добродетели) – ЛЮБОВЬ
Если мы поступаем хорошо, то только потому что любим Бога, иначе наши хорошие поступки просто не имеют смысла.
3. Катехизис и теология (и то, и другое предполагает веру, теолог, который ее утратит, перестанет быть теологом и даже христианином!). Теология – это наука (= точное знание, полученное, исходя из причинно-следственных связей). Ее целью является доказать то, что она утверждает, полагаясь на источники (Магистериум, Традиция, Священное Писание, отцы Церкви, каноническое право и даже естественный разум).
4. Катехеза – это устное обучение доктрине, которое имело место вплоть до Тридентского Собора (1550 г.) ; до этого не существовало катехизиса. Катехизис – это книга, где содержится в письменном виде устное обучение доктрине = например, тридентские катехизисы, катехизисы св.Пия Х, диоцезальные катехизисы…
5. Символы: символом (с греческого «краткое содержание») веры называют краткую формулировку католической веры. Официально в Церкви существует три символа веры:
a. Апостольский символ веры: как показывает название, он достался нам от самих Апостолов. Это самый древний и самый почитаемый, так же, как и самый короткий из существующих символов. Это формулировка веры крещения (его произносят, например, в начале молитвы Розария).
b. Никейский символ веры: сформулирован на Никейском соборе (в 325 г. против Ария); он уточняет догмат божественности Иисуса Христа. Этот символ читают или поют на воскресной Мессе.
c. Символ Святого Афанасия: (епископ Александрии в IV веке). Это символ уточняет снова центральный догмат божественности Иисуса Христа. Его обыкновенно используют в воскресной литургии часов (первый час).
Катехизис следует порядку Апостольского символа веры…
и именно этому порядку будет следовать данный катехизис!
(Продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий