Урок II
СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА
У нас есть два способа прийти к выводу и знать с абсолютной точностью, что Бог существует.
I. С ПОМОЩЬЮ НАШЕГО РАЗУМА, ВОСХОДЯ ОТ СОЗДАНИЙ К СОЗДАТЕЛЮ
Это естественный путь, через который многие люди (в особенности греческие философы: Сократ, Платон, Аристотель) пришли и через который ВСЕ люди должны были бы прийти к выводу о том, что Бог существует, если бы не были ослеплены своими страстями.
Мы увидим далее, как Аристотель определяет Бога как мысль мысли, и можем сказать, что он не только сам пришел к тому, что Бог существует, но он был очень близок к тому, чтобы угадать, что у Бога есть Слово, и что Он бесконечно разумен с этим Словом, которое есть Бог.
Для христианина, у которого есть вера, невозможно отвергнуть возможность прийти к Богу этим естественным способом. Церковь определяет эту возможность, и для нас это составляет догмат католической веры, определенный магистериумом Церкви – т.е. христианин не имеет права отвергать возможность доказательства существования Бога:
- Святой Павел говорит, что люди, которые к тому не пришли, не имеют оправдания, они «безответны» (К Римлянам 1:20), «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» – т.е., созерцая создания, человек посредством своего разума может прийти к постижению Создателя. И Святой Павел говорит далее в этом послании: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но <…> славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (К Римлянам 1:21-24). Таким образом, у людей нет оправдания, если они не познали Творца, не имея другого ресурса, кроме своего разума.
- Первый Ватиканский Собор определил (конституция «Dei Filius»), что по божественной вере всякий человеческий разум, самому себе предоставленный, может прийти к познанию Бога. Таким образом, атеизм представляет собой чудовищный грех (a-theos = тот, кто отвергает существование Бога).
Не следует смешивать представление о том, имеет ли человек веру, и атеизм. Мы говорим здесь о том, что возможно прийти к познанию Бога через естественный разум. Академик 70-80-х годов, Жан Гиено, писал однажды в статье, опубликованной в газете «Фигаро»: «У меня нет веры. Я бы хотел, чтобы она у меня была. Она утешает, это удобно, верить…, но у меня веры нет» – это правда, что для того, чтобы была вера, нужно много молиться, нужно войти в состояние расположения к принятию благодати Бога и т.д., и т.п. (об этом мы поговорим позже), но если кто говорит, что у него нет веры – пусть. Такой человек не получил благодать веры. Но назвать себя атеистом – это совершенно другое дело, именно потому что он может прийти посредством своего разума к осознанию того, что Бог существует. Он может и должен прийти к этому. Почему же тогда все не приходят к этому осознанию? Потому что факт осознания того, что Бог существует, настолько переворачивает жизнь человека, что именно из-за этой нравственной причины люди медлят. Именно по причине нравственности люди предпочитают игнорировать очевидное существование Бога. Одним словом, разум человека был затемнен первородным грехом, и этот грех испортил нравственность человека настолько, что теперь человек предпочитает отвернуться от признания очевидного. И поскольку у человека нет оправдания, как говорит Апостол Павел, Бог заставляет человека проходить через разные наказания, которые привели бы его вновь на путь истинный. И эти наказания связаны с грехом против природы (см. уже приведенную выше цитату из Послания к Римлянам 1:20-27), потому что атеизм – это чудовищное явление. Мы не судим людей, которые называют себя атеистами, но атеизм сам по себе – это чудовищное явление.
II. С ПОМОЩЬЮ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ
Большая часть людей приходит к Богу именно этим способом. Этот способ наиболее надежный, т.к. человек часто ошибается в своих умозаключениях, особенно учитывая то, что его отягощают страсти и последствия первородного греха, в то время, как Бог есть сама Истина, и когда Он говорит, это не оставляет места для сомнения. Св. Фома Аквинский утверждает:
- Эта истина дает нам большее знание о Боге, нежели естественный разум, поскольку раскрывает нам Тайны, нашему разуму недоступные (это разумно, так как кто знает больше о Боге, чем Сам Бог?).
Тайна Воплощения, Тайна Троицы, Тайна Благодати, Тайна Искупления и т.д. – человек не может эти Тайны своим разумом постигнуть. Божественное Откровение нам дает знать об этих Тайнах, и мы имеем возможность таким образом, познакомиться с Богом более близко.
- Она доступна большему количеству людей.
Люди в большинстве своем слишком заняты в своих повседневных делах, чтобы у них было время сидеть и размышлять о том, есть ли Бог. Сегодня большая часть людей верит в Бога именно потому что Бог говорит с ними через свое Слово, через Божественное Откровение, а не потому что они прошли мыслительный путь, подобный греческим философам…
- Она спасает людей, т.к. она сама есть жизнь сверхъестественная.
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Евангелие от Иоанна 17:3).
Теоретическое знание о Боге, полученное посредством естественного разума, несмотря на свою истинность и неопровержимость, не спасает, в то время как знание о Боге, полученное через Божественное Откровение, открывает врата жизни вечной – это не просто теоретическое знание, но план спасения, предложенный Богом. Св. Павел резюмирует эту доктрину в Послании к Евреям (К Евреям 11:6): во что должен верить первым делом тот, кто приходит Богу? – он должен верить, что Бог существует, «что Он есть», и что «Он ищущим Его воздает». Таким образом, Бог – это не просто теоретическая истина, но это также Спаситель. То есть Бог отвечает нам, когда мы Его зовем. Между нами и Богом происходит обмен. Он предлагает нам план спасения, и нас это спасает.
Религия начинается, когда между человеком и Богом происходит взаимообмен (этот смысл заключен в самом слове «религия», которое происходит от латинского слова «religare», что означает «воссоединять», мы воссоединяемся с Богом). Просто знание о том, что Бог существует, не спасает человека, не меняет его, и именно здесь важна роль Откровения. Человека спасает личный опыт общения, который он имеет со Христом (Евангелие от Иоанна 17:3), и это уже тогда не теория, это практика.
Доказательства существования Бога
Христианин, благодаря знанию, переданному Откровением и Магистериумом Церкви, как было сказано выше, не имеет права отвергать возможность доказать, что Бог существует, посредством естественного разума. Приведенные ниже доказательства (по св. Фоме Аквинскому) отталкиваются всегда от внешнего мира, единственного доступного для нашего знания. Все, что мы знаем, мы получаем через наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), и, следовательно, эти доказательства имеют целью привести от созданий к Создателю.
Были попытки доказать существование Бога, отталкиваясь не от ощутимого, внешнего мира, но от идеи о Боге. Такой подход использовал св. Ансельм (Учитель Церкви XI века), например, и он называл свое доказательство «онтологическим», хотя таким оно не являлось. Оно имеет дело с концепцией Бога и не отталкивается от конкретного знания. Это доказательство можно суммировать в виде следующих силлогизмов:
М: Бог – это величайшее существо, что я могу познать или вообразить. (Бог бесконечный, бессмертный, совершенный, Он обладает ВСЕМ)
Мi: Бог и Его существование представляет собой нечто большее, чем Бог без Его существования.
Вывод: Бог существует.Это доказательство очень слабое, потому что оно отталкивается не от реального мира, но от идеи о Боге, которая, какой бы удивительной она не была, остается всего лишь идеей. Второй силлогизм точно так же представляет собой только идею. Правильным выводом в этом случае было бы сказать, что Бог и Его существование есть концепция более великая, чем концепция Бога без Его существования – это да. Но о существовании Бога это ничего не доказывает.
Декарт в своем произведении «Рассуждение о методе» придерживается только лишь этого доказательства, приведенного св. Ансельмом, несмотря на то, что получил образование у иезуитов и прекрасно знал схоластику. Ему это подходило. Декарт в начале своего труда говорит о том, что он сомневался во всех вещах до тех пор, пока он не пришел к идее, конкретной и чистой – «Я мыслю, следовательно я существую». Декарт отталкивается всегда от мысли, чтобы прийти к бытию. Однако от мысли невозможно прийти к бытию. Необходимо отталкиваться от реальности. Доказательство Св. Ансельма является слабым, но у него есть и сильная сторона – это доказательство apriori, а не aposteori, как мы увидим далее.
Доказательства существования Бога, будучи очевидны, тем не менее, доступны не каждому. Существует два вида доказательств: apriori и aposteori. Apriori – доказательство от причины к следствию. Aposteori – наоборот, от следствия к причине. Математическое доказательство 2 + 2 = 4 – это доказательство apriori, потому что мы видим как две единицы плюс две единицы (причина) дает нам четыре единицы (следствие). Никому не приходит в голову оспорить эту истину. Все математические доказательства – это доказательства apriori, и человеческий разум легко воспринимает их.
Однако, даже являясь точными, доказательства существования Бога не имеют математического характера. Математическое доказательство ведет от причины к следствию (2 + 2 = 4; если Петр никогда ничего не понимает, значит он глуп…), но у Бога нет производного, потому что Он является причиной всего. Доказательства существования Бога – это доказательства aposteori, от следствия к причине, они убедительные, но сложнее воспринимаются человеческим разумом, и эти доказательства имеют философский характер.
Итак, приступим к обсуждению этих доказательств. Святой Фома называет эти доказательства «путями», а не «доказательствами», так как доказательство одно и то же в каждом из этих случаев, лишь подходы, пути, отличаются. Это походит немного на пять дорог, которые все ведут в одно место.
Это размышления сложные, но на них можно полагаться, и хорошо, что они существуют, так как мы помним, что Священное Писание утверждает возможность прийти к выводу о существовании Бога, опираясь лишь на естественный разум.
a) Доказательство через производящую причину (например, столяр – производящая причина стола):
Всякое существо имеет производящую причину (морковь происходит от моркови, кошка от кошки, часы от часовщика, мировой рекорд прыжка в высоту от чемпиона и т.д.);
Если я вдруг решу заявить, например, что у меня есть часы, которые появились сами по себе и которые никто не изобрел, вы сочли бы меня сумасшедшим.В серии производящих причин невозможно продолжать до бесконечности (курица произошла из яйца, яйцо произошло от курицы и т.д… Если я найду что-то, что объясняет существование курицы, я найду также объяснение существования яйца и наоборот, иначе я ничего не найду).
Необходимо, чтобы существовало Нечто или Некто, кто являясь причиной существования других, сам не имел такой причины: ЭТОТ НЕКТО ЕСТЬ БОГ И ТОЛЬКО БОГ.
b) Всякое существо приводится в движение другим: (машина двигателем, воздух – ветром, ветер – атмосферным давлением, кровь – сердцем и т.д.) без исключения.
Здесь также невозможно продолжать до бесконечности (тот же аргумент);
Здесь так же нельзя не упомянуть гипотезу Большого Взрыва (предложенную, кстати, бельгийским священником о. Жоржем Леметром). Большой Взрыв не объясняет ни в коей мере существование мира, потому что чтобы он имел место, до него уже должно было что-то быть, и даже если эта гипотеза была бы правдива, кто-то должен был привести материю в действие, «нажать на кнопку».Необходимо, чтобы существовало Нечто или Некто (Бог), кто давал бы движением всем остальным существам, не получая это движение самому (пример: мы не можем пошевелить даже мизинцем без Бога!!!).
c) Во Вселенной существует порядок: «Ты все расположил мерою, числом и весом» (Книга Премудрости 11:20), иначе не было бы науки: планеты, приливы и отливы, человеческое сердце, клетки.
Вот почему наука имеет бесконечный простор для развития. В то время как раньше считалось, что самой маленькой частицей является атом, сегодня ученые обнаружили около 150 частиц внутри него, что демонстрирует грандиозный и непревзойденный порядок! Когда мы знаем, что внутри самой маленькой клетки находится библиотека более крупная, чем библиотека Ватикана, мы не можем не восторгаться!… и порядок в чем-то всегда устанавливается разумом, он не появляется сам по себе.
Представим себе маленького мальчика, который перед тем, как пойти в школу, оставил в своей комнате большой беспорядок. По возвращении домой он обнаружил комнату убранной, кровать застеленной, все игрушки на месте и т.д. Он подошел к маме и спросил: «Ты убрала мою комнату? Спасибо», – но мама ответила бы: «Нет, это не я». К сестре подошел, спросил, но и сестра сказала, что это не она. Мальчик в недоумении: «Горничная убрала мою комнату?» – всегда ответ нет. Потом старший брат ему все же объяснил: «Никто не убирал твою комнату. Просто случилось так, что открылось окно, и подувший ветер расставил все на место: застелил твою кровать, убрал игрушки, закрыл колпачком зубную пасту, вытер пыль и т.д.». Кто поверит в такое объяснение?Сегодня утром Вы навели порядок в комнате, застелили свою постель. Если Вы верите, что окно открылось и это сделал ветер – Вы СУМАСШЕДШИЙ!
Бог есть также сверхъестественный разум, который установил удивительный порядок во всем, что мы видим во Вселенной.
d) Ни одно существо не имеет в самом себе причину существовать: мы говорим, что оно контингентно, а не необходимо (Если бы Петр не открыл дверь, она была бы закрыта. Если бы Ваша мама была монахиней, Вы бы не существовали. Если бы мы не изобрели двигатель, колесо, мы бы по-прежнему ездили верхом. Если бы люди жили хорошо, не было бы СПИДа, и т.д.).
Сартр в своем труде «Тошнота» очень точно это подметил. Он описывает человека, который сидит на скамейке, поднимает камень, и он, преувеличивая, называет этот камень существом бесполезным, абсурдным. Но в то же самое время он отмечает, что это существо контингентно, т.е. у него нет никакой причины существовать. Интуиция в этом вопросе Сартра не подвела. Но он заходит слишком далеко, считая, что если существо не имеет в самом себе причины существовать, это значит, что у него нет вообще никакой причины существовать – в этом он ошибся.
Если ни одно существо не имеет в самом себе никакой причины существовать, значит причина его бытия лежит в другом существе.
Ваш младший брат или сестра, которых у Вас нет, не имеют никакой необходимости существовать, так же, как и Вы. Эту причину существования Вы имеете в другом – в Боге. Иначе, если ни одно существо не имеет в самом себе причины существовать и не имеет ее в другом – тогда мы могли бы воскликнуть вместе с Сартром, что все существование абсурдно!Если ни одно существо не имеет в самом себе причину существовать, не является необходимым, но контингентным, нужно, чтобы было Что-то или Кто-то (Бог), кто имел бы причину своего существования в самом себе. Бог – единственный, кто абсолютно необходим. ОН ЕСТЬ.
e) Всякое существо имеет цель или конечную причину (ключ сделан для отверстия, бензин для машины, часы – чтобы показывать время, поезда – для путешествий, и т.д… даже зло!!!). Таким образом, существа, сотворенные одни для других, не могут иметь все вместе целью одного из них или всех вместе. В этом случае не существовало бы конечной причины, т.е. получается, что каждое существо такую конечную причину имеет. Этой конечной причиной, целью существования всего творения, является Бог. Иначе все является бессмысленным. Тот же процесс объяснения: ключ сделан для замочной скважины, замочная скважина для того, чтобы закрывать дверь, дверь для… и т.д. То есть должно существовать что-то или кто-то, кто имеет цель или конечную причину в самом себе – это существо есть Бог.
Заключение
Посредством этих пяти доказательств мы узнаем множество вещей о Боге: ОН СУЩЕСТВУЕТ, ОН есть ПРИЧИНА ВСЕГО, ОН НЕДВИЖИМ, ОН есть ВЫСШИЙ РАЗУМ, ОН АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМ, ОН является ЦЕЛЬЮ БЫТИЯ ВСЯКОГО СУЩЕСТВА.
В следующем уроке мы рассмотрим, что из этого размышления мы можем вывести и другие характеристики Бога, которые мы называем АТРИБУТАМИ.
(продолжение следует)