Монс. Уильямсон – не единственный епископ, называющий себя католиком и при этом совершающий хиротонии без одобрения Святого Престола. Гораздо шире это явление распространено в материковом Китае, где под патронажем компартии действует многомиллионная «Католическая патриотическая ассоциация». Ее руководство признаёт Римского Папу «духовно», но отрицает его юрисдикцию, поэтому кандидатуры новых «ординариев» согласует не с Апостольским Престолом, а с управлением по делам религий. (Епископов, верных Риму, на эти церемонии привозят под конвоем – по крайней мере, так было в 2011 году на хиротонии «патриотического» епископа Иосифа Хуан Бинчжана).
С самого своего начала, вот уже полвека традиционное движение в Католической Церкви стремится жить и работать, подчиняясь законным церковным властям во всём, что не является грехом. Границу, которую мы не можем – non possumus – переступить, после которой начинается соучастие в грехе, каждый так или иначе определяет для себя сам, но общий принцип остается общим принципом. А для приверженцев «линии Уильямсона», вставших на позиции так называемого «Сопротивления» (Resistance), как видно, неприемлемым является само подчинение церковным властям как таковое. То же можно сказать и о китайских «патриотах». Просто для них повиновение Святому Престолу невозможно потому, что Ватикан находится за пределами Китая, а для еп. Уильямсона – потому, что волей Божьей или Божьим попущением определенные должности там занимают люди грешные и несовершенные, не отвечающие тем высоким стандартам, которые он сам для себя установил. Результат, однако, один: неподчинение, провозглашавшееся когда-то как вынужденная мера, приобретает в глазах тех, кто к нему привык, самостоятельную ценность.
Джотто. Сон Иннокентия III (фрагмент Легенды о св. Франциске). |
Если оставаться в рамках реализма, существуют два подхода к той ситуации, в которой мы оказались по итогам последних десятилетий. Либо мы хотим, чтобы Св. Традиция постепенно, шаг за шагом вернулась на свое законное место главной силы, движущей Воинствующей Церковью; либо нас вполне устраивает существование в неком комфортном гетто за пределами церковной ограды – а внутри будь что будет. Всякому, кто взглянет трезво и непредвзято, станет ясна правота слов Папы Павла VI: «Дым сатаны проник в Церковь». Действительно, от дыма очень душно. Можно либо закрыть лицо мокрым платком и начать где-то тушить, а где-то проветривать, либо с криком «пожар, пожар!» выбежать наружу – и пусть горит. Второй путь гораздо проще и по-человечески приятнее; если пойти первым путем, то придется приложить очень много трудов – как явных, так и скрытых от посторонних глаз; вполне возможно – претерпеть несправедливые гонения, какие терпят сегодня францисканцы Непорочной и многие другие. (Это, впрочем, не новость: святого Петра Веронского в XIII веке подвергали прещениям, а святую Жанну д’Арк вообще сожгли на костре как ведьму). В общем-то, это Крестный Путь. Но любой, кому случалось путешествовать в дикой местности, знает: выбирать надо не ту дорогу, которая легче, а ту, которая ведет к цели.
Олег-Михаил Мартынов
Комментариев нет:
Отправить комментарий