Отсутствие у чад Единой Церкви единого для всех мнения по тем или иным вопросам – нередко в том числе и весьма важным – оправдывают и даже считают чем-то благотворным, исходя из библейской фразы: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19). Давайте посмотрим на эту фразу поближе. Словом «разномыслие» создатели Синодального перевода передали греческое αἵρεσις. Звучит знакомо, и недаром: как на латынь, так и на церковнославянский это слово не переведено, а просто заимствовано из греческого: «oportet et haereses esse», «подобает бо и ересем в вас быти». Неужели Апостол относится к ересям как к чему-то полезному для Церкви?
Посмотрим, однако, как тот же автор использует то же слово в других местах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21). Здесь «ересь» – то же самое греческое αἵρεσις, а идущее перед ним и, очевидно, синонимичное διχοστασία – «разногласие» – встретится нам также в Рим. 16:17: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них».
Да и в целом из контекста 11-й главы Послания к Коринфянам видно, что Апостол отнюдь не хвалит их за «разномыслия». Христиане Коринфа собираются «не на лучшее, а на худшее» (17), «так, что это не значит вкушать вечерю Господню» (20) и, кажется, вообще не очень себе представляют, что такое Евхаристия – Павлу приходится им об этом напомнить (23-27).
В каком же смысле ересям «надлежит быть»? Святой Фома Аквинский в своем библейском комментарии разъясняет нам, что «надлежать быть» можно в двух смыслах. Один проистекает из намерения того, кто нечто совершает – например, «надлежит быть суду», поскольку судьи вершат его с целью установить между людьми справедливость и мир. В другом смысле нечто может быть «надлежащим» ввиду намерения Божия, ибо Бог устраивает так, что злое обращается к добру, например, направляет гонения со стороны тиранов ко славе мучеников. Бог вообще не попускает быть такому злу, которое не мог бы как-то обратить во благо, пишет святой Августин – но это не значит, что зло является благом само по себе. «Горе миру от соблазнов, – говорится в Мф. 18:7, – ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Соответственно с этим и Апостол речет, продолжает Аквинат, что ересям надлежит быть, поскольку Бог направил зло еретиков ко благу верных. Во-первых, речет он сие ради более ясного выражения истины: «Ибо многое, относящееся к католической вере, в то самое время, как подвергается она нападениям со стороны беспокойной горячности еретиков, с целью возможной защиты против них и тщательнее исследуется, и яснее понимается, и настойчивее проповедуется» – пишет св. Августин («О граде Божьем», гл. II). Во-вторых, существование ересей позволяет обнаружить слабость – или, наоборот, силу – веры у тех, кто верит правильно. Именно таков смысл заключительной фразы: «дабы открылись между вами искусные» (δόκιμος – «испытанный, проверенный», т. е. «лучший» или просто «подлинный»): «Он испытал их как золото в горниле» (Прем. 3:6).
Посмотрим, однако, как тот же автор использует то же слово в других местах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21). Здесь «ересь» – то же самое греческое αἵρεσις, а идущее перед ним и, очевидно, синонимичное διχοστασία – «разногласие» – встретится нам также в Рим. 16:17: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них».
Да и в целом из контекста 11-й главы Послания к Коринфянам видно, что Апостол отнюдь не хвалит их за «разномыслия». Христиане Коринфа собираются «не на лучшее, а на худшее» (17), «так, что это не значит вкушать вечерю Господню» (20) и, кажется, вообще не очень себе представляют, что такое Евхаристия – Павлу приходится им об этом напомнить (23-27).
В каком же смысле ересям «надлежит быть»? Святой Фома Аквинский в своем библейском комментарии разъясняет нам, что «надлежать быть» можно в двух смыслах. Один проистекает из намерения того, кто нечто совершает – например, «надлежит быть суду», поскольку судьи вершат его с целью установить между людьми справедливость и мир. В другом смысле нечто может быть «надлежащим» ввиду намерения Божия, ибо Бог устраивает так, что злое обращается к добру, например, направляет гонения со стороны тиранов ко славе мучеников. Бог вообще не попускает быть такому злу, которое не мог бы как-то обратить во благо, пишет святой Августин – но это не значит, что зло является благом само по себе. «Горе миру от соблазнов, – говорится в Мф. 18:7, – ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Соответственно с этим и Апостол речет, продолжает Аквинат, что ересям надлежит быть, поскольку Бог направил зло еретиков ко благу верных. Во-первых, речет он сие ради более ясного выражения истины: «Ибо многое, относящееся к католической вере, в то самое время, как подвергается она нападениям со стороны беспокойной горячности еретиков, с целью возможной защиты против них и тщательнее исследуется, и яснее понимается, и настойчивее проповедуется» – пишет св. Августин («О граде Божьем», гл. II). Во-вторых, существование ересей позволяет обнаружить слабость – или, наоборот, силу – веры у тех, кто верит правильно. Именно таков смысл заключительной фразы: «дабы открылись между вами искусные» (δόκιμος – «испытанный, проверенный», т. е. «лучший» или просто «подлинный»): «Он испытал их как золото в горниле» (Прем. 3:6).
Комментариев нет:
Отправить комментарий