События последнего времени привнесли изменения в дисциплинарные нормы, касающиеся использования монашествующими священниками Ордена проповедников традиционного Доминиканского обряда Мессы и оффиция. Старые нормы, установленные Священной Конгрегацией обрядов в рескрипте от 2 июня 1969 года (протокол № 98/69), были следующими:
«Magister autem Generalis Ordinis, post adoptionem Missalis Romani pro universo Ordine Fratrum Prædicatorum, ipse pro sacerdotibus totius Ordinis vel Prior Provincialis pro suis subditis concedere valet licentiam celebrandi Missæ Sacrificum iuxta ritum dominicanum hucusque vigentem».
Неофициальный перевод: «По принятии Римского миссала для всего Ордена братьев проповедников генеральный магистр Ордена – священникам всего Ордена, а провинциальный приор – священникам, подчиненным ему, может давать разрешение на совершение Жертвоприношения Мессы согласно Доминиканскому чину, действующему до этого времени».
Motu proprio «Summorum Pontificum» изменило дисциплину Римского обряда, но об употреблении нашего обряда в нем ничего эксплицитно сказано не было. Поэтому 26 мая 2009 года магистр Ордена, о. Карлос Аспирос Коста OP, направил всем провинциальным настоятелям Америки письмо с инструкциями об использовании этого обряда ввиду motu proprio. Магистр прямо признал, что, согласно рескрипту 1969 года, провинциальные настоятели вправе разрешать служение в этом обряде тем, кто им подчинен, хотя сам он не склонен это делать.
Заметив, что отвечает на просьбы разъяснить статус Доминиканского обряда, и «не
отвергая последующие разъяснения по этому вопросу, которые могут поступить от Святого Престола», он заявил, что, по его мнению, провинциальные настоятели должны давать разрешение на публичное служение лишь в том случае, если возникнет «пастырская или миссионерская потребность», выраженная просьбами верных. Он считал также, что «одно лишь духовное благо» не является достаточным основанием для того, чтобы давать священнику разрешение совершать Мессу приватно. Ничего не было сказано о том, как относиться к приватному служению, отвечающему на выраженную верными потребность. Едва ли можно себе представить, чтобы генеральный настоятель думал, будто монашествующие священники смогут откликнуться на просьбы верных, не имея опыта приватного служения в нашем обряде, чтобы изучить его и в нем освоиться.
Разъяснения Святого Престола были не за горами. Возможно, магистр знал о скором их появлении. Еще ранее один из монашествующих Восточно-Американской провинции подал в комиссию «Ecclesia Dei» запрос о том, охватывали ли намерения Святого Отца при издании «Summorum Pontificum» Доминиканский и другие Латинские монашеские обряды. 27 июня 2009 года монс. Камилле Перл своим письмом (№ 86/209) ответил:
«Щедрый дар, сделанный motu proprio нашего Святого Отца «Summorum Pontificum» от 7 июля 2007 года, относится также и к другим Латинским обрядам... Поэтому с нашей стороны нет никаких возражений к тому, чтобы священники Ордена проповедников служили в Доминиканском обряде, употреблявшемся на 1962 год».
Провинциальный настоятель и совет Западной провинции истолковали это письмо в том смысле, что священники Ордена более не должны испрашивать на это разрешения, подобно тому, как любой Латинский священник не нуждается в чьем-либо разрешении, чтобы использовать Римский миссал 1962 года. Приведу протокол заседания провинциального совета от 16 сентября 2009 года, в котором, после цитаты из письма монс. Перла, говорится следующее:
«Таким образом, мы понимаем, что указание магистра Ордена может быть оставлено без внимания, поскольку любой член провинции может служить Мессу в Доминиканском обряде».
Итак, на настоящий момент канонический статус Доминиканского обряда – по крайней мере, в Западной провинции – таков, что любой священник Ордена проповедников, имеющий резиденцию в провинции, может совершать Доминиканскую Мессу и оффиций так, как они совершались в 1962 году, и что никакого особого разрешения ему на это не требуется.
Это означает также, что братья не должны пользоваться рубриками ни Доминиканского миссала 1933 года, ни миссала 1965 года, а лишь теми, которые были в силе в 1962 году. То есть в основном надлежит следовать рубрикам 1933 года, за исключением ранга праздников, календаря и количества коллект.
Наконец, мое личное мнение состоит в том, что когда священник-доминиканец намеревается служить в этом обряде публично, в церкви или приорате нашего Ордена, делать это можно лишь с разрешения местного настоятеля. Прежде же, чем включать такие богослужения в регулярное расписание Месс церкви или приората, нужно уведомить о своем намерении провинциального настоятеля. Речь идет попросту о хороших манерах и о признании того, что пастырское руководство находится в ведении местного настоятеля и приора, а провинциальный настоятель несет ответственность за литургическую жизнь провинции в целом, о чем говорится также и в motu proprio, и в письме монс. Перла.
о. Августин Томпсон OP
22 апреля 2008 г.
Блог «Dominican Liturgy»
Комментариев нет:
Отправить комментарий