Поиск по этому блогу

вторник, 23 августа 2016 г.

Видеоотчет: Ars Celebrandi 2016



Закадровый текст: фрагмент выступления епископа Веслава Меринга перед организаторами и участниками литургического семинара "Ars Celebrandi", прошедшего в Лихенской базилике 9 августа 2016 года. С английскими субтитрами.

четверг, 18 августа 2016 г.

«Капитан Фантастик»: совсем не комедия

Наверно, многие назовут фильм «Капитан Фантастик» («Captain Fantastic», реж. Мэтт Росс, 2016) антихристианским. Олдовый хиппи Бен Кэш (Вигго Мортенсен) воспитывает шестерых детей в диком лесу – и в полном презрении к буржуазному миру, частью которого является христианская религия. «Смеяться над людьми нельзя, – дети Бена достаточно вежливы, чтобы почти никогда не забывать это правило, – только над христианами». Кто же христиане? Среди этих не столько смешных, сколько гадких и пошлых людей – родители только что умершей жены Бена, желающие во что бы то ни стало похоронить ее «как положено», с надгробным словом священника и всем, что подобает к случаю. Одна беда... нет, не одна, а три: покойница была буддисткой – это раз, она оставила завещание с требованием сжечь ее тело, а пепел спустить в туалет – два (если вы уже видели фильм или не боитесь спойлеров – выделите замазанный текст курсором мышки). И три – на похороны являются Бен с детьми, полные решимости исполнить последнюю волю своей супруги и матери.


Вот тут в сюжете есть самое слабое место с точки зрения реализма. Да, всё семейство Кэшей, вместо Рождества Христова празднующих день рождения Ноама Хомского – реликты субкультуры хиппи, для которой действительно были характерны всякие «духовные поиски» взамен веры отцов и матерей, которая казалась им замшелой, и увлечение цитатами из классиков левой политической мысли вплоть до Мао Цзэдуна. Но в наши дни то, что в 1960-х казалось рывком к свободе от общественных оков, стало мейнстримом (а свободы что-то не прибавилось). Напротив, жить в глуши, держась поодаль от государства, самим учить своих детей всему, от квантовой физики и иностранных языков (согласно фильму, старший сын Бена знает их шесть) до умения постоять за себя с ножом в руках – всё это в нынешней Америке скорее свойственно не левым, а правым радикалам, среди которых как раз немало христиан. Однако у такого героя не было бы шансов понравиться целевой аудитории – под которой я имею в виду, конечно, не зрителя, а голливудский истеблишмент, от которого зависит финансирование кинопроизводства. (Конечно, сын за отца не отвечает, но один из продюсеров «Капитана Фантастик» Джейми Патрикоф – родной сын бизнесмена Алана Патрикофа, вкладывавшего деньги в предвыборные кампании обоих супругов Клинтон). Чтобы снимать в Голливуде откровенно христианские фильмы, желательно обладать личной и финансовой независимостью в масштабах Мэла Гибсона – впрочем, посмотрим, что стало с легендарным «Бен Гуром» в руках Тимура Бекмамбетова, тем более, что российская премьера уже сегодня, 18 августа.

Удастся ли тестю и теще похоронить дочь так, как хочется им, а не как хотелось ей (хотя как по мне, устраивать христианские похороны женщине, недвусмысленно отрекшейся от веры – богохульство ничуть не меньшее, чем завещание Лесли), а потом и «отжать» у Бена право на опеку над внуками? Отобрать их у родного отца, чтобы вырастить нормальными? Казалось бы, мои симпатии должны быть на стороне единоверцев, да и вообще – спасение души всё же важнее, чем жизнь в гармонии с природой. Но дело в том, что спасение тут вообще ни при чем – только респектабельность. Я не стал бы судить их так строго, будь это реальные люди, а не персонажи фильма, однако в рамках созданной режиссером реальности в них не больше Евангелия, чем в билетиках – наградах за вызубренные стихи из Писания, которые Том Сойер выменял у мальчишек, чтобы получить призовую Библию.

Ведь на самом деле это фильм не о религиях, истинных или ложных . Главная тема ленты – право человека быть не таким, как все; не таким, как положено. То право, которое в нынешнем мире как раз и нужно больше всего христианам.

Олег-Михаил Мартынов

воскресенье, 14 августа 2016 г.

Почему субдиакон закрывает лицо

Первая публикация (на английском языке): блог Liturgy Guy

С выходом motu proprio Папы Бенедикта XVI «Summorum Pontificum» в Церкви растет число священников, совершающих традиционную латинскую Мессу или, как ее теперь называют, Мессу экстраординарной формы Римского обряда. Целое поколение верующих – рукоположенных и мирян – открывает для себя священную красоту нашего литургического наследия. И хотя для многих католиков участие в богослужениях согласно экстраординарной форме предполагает в основном «будничную» литургию, все больше верных знакомится с церемониальным великолепием Торжественной Мессы. Один из аспектов этой Мессы, сразу же отличающих ее от знакомой большинству ординарной формы, это роль субдиакона в литургии.

Традиционный священнический орден Институт Христа-Царя так объясняет литургические функции субдиакона:
«Обязанности субдиакона при Торжественной Мессе включают в себя следующее: он пропевает Послание, держит книгу, по которой диакон пропевает Евангелие, а также помогает диакону прислуживать священнику у алтаря. Во время оффертория судиакон, облаченный в гумерал (наплечный плат), приносит на алтарь чашу. Гумерал также остается на нем в течение основной части Торжественной Мессы от оффертория до молитвы «Отче наш».
Эта древняя литургическая практика, исполненная вневременной тайны, и привлекает наше внимание. Cубдиакон держит перед глазами обернутую в гумерал патену, тем самым заслоняя себе обзор алтаря. Эта практика, уходящая корнями на много столетий лет назад, понимается в различных символических смыслах.

Фото: John Cosmas
В наши дни некоторые (см. здесь и здесь) толкуют это действие как символизирующее «херувимов, в книге Иезекииля закрывающих свои лица в Присутствии Божием, [см. Иез. 1:11, ср. тж. Иса. 6:2. – прим. пер.], что вновь напоминает о тайне Божества, сокрытого под та́инственными покровами хлеба и вина».

Дополнительные интерпретации можно найти в американском католическом журнале конца XIX века «Donahoe’s Magazine». Как объясняется в статье, датированной 1895 годом, –
«Сокрытие патены [гумералом] указует на многое, как то: на апостолов, прячущихся во время Страстей Господних, на сокрытие божества нашего Господа под покровом Его человеческой природы, в особенности – во время Страстей, на слепоту иудеев, не принявших Его как Обетованного и не желавших видеть Его, даже представшего пред их очами».
В завершение автор замечает, что богато символизмом и последующее раскрывание патены:
«При словах «прости нам долги наши» субдиакон раскрывает патену и убирает ее от глаз, чтобы видеть алтарь. Сие есть образ ви́дения, которое обретут иудеи в конце времен, когда узрят истину, Господа нашего Иисуса Христа, и уверуют в Него».
Как видим, у нас нет недостатка в толкованиях этой древней практики в рамках традиционной Мессы. Порой вовсе не важно, какое именно понимание того или иного ритуала ближе всего к исходному намерению тех, кто его когда-то ввел; скорее нужно просто радоваться, принимая то, чему Святая Мать Церковь приписывала ценность и смысл на протяжении несказанного числа веков. Подумайте об этом, когда в следующий раз вам будет дана благодать участвовать в Торжественной Святой Мессе.